Сами с корпусами
Елена Черненко
Заявление президента Франции Эмманюэля Макрона о возможности отправки на Украину сухопутных войск западных стран вызвало крайне негативную реакцию в Москве, возмущение во французских политических кругах и недоумение среди европейских союзников Парижа. Между тем не совсем ясно, является ли идея отправки экспедиционного корпуса личной инициативой французского лидера или же группы государств, надеющихся поддержать Украину «на земле» и при этом каким-то образом избежать прямой конфронтации с Россией. В любом случае в Москве предупредили, что «появление натовских интервентов на Украине может трактоваться как включение альянса в прямые боевые действия, а то и как объявление войны».
«Очень важный новый элемент»
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков во вторник назвал сам факт обсуждения западными странами возможности отправки военных контингентов на Украину «очень важным новым элементом». Если этот сценарий реализуется, то, по его словам, нужно будет «говорить не о вероятности, а о неизбежности» прямого конфликта между НАТО и Россией.
Вместе с тем Дмитрий Песков констатировал, что среди участников состоявшейся в понедельник в Париже конференции по поддержке Украины, в которой приняли участие более 20 европейских лидеров, была «очень богатая палитра мнений» по вопросу об отправке западных контингентов в зону конфликта.
«Консенсуса нет. Целый ряд стран—участниц мероприятия сохраняют достаточно трезвую оценку потенциальных опасностей такого действия и потенциальной опасности непосредственного вовлечения в горячий конфликт, вовлечения уже на поле боя. Это, конечно, абсолютно не в интересах этих стран, они должны отдавать себе в этом отчет»,— предупредил он в ходе брифинга во вторник.
Глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе пресс-конференции отметил: «Те, кто такие мысли (об отправке вооруженных сил на Украину.— “Ъ”) не то что высказывает, а даже допускает в своей голове, должны все-таки эту голову употреблять на более рациональные, более безопасные для Европы мысли».
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя эту же тему, напомнила, какой разной была история Франции. «В апреле 1945 года Берлин обороняли французская дивизия СС "Шарлемань" ("Карл Великий") и ряд других. Защищали они и непосредственно Фюрербункер — бункер Гитлера. Они были одними из последних, кого в Третьем рейхе наградили нацистскими орденами Рыцарского креста. Французские эсэсовцы из "Шарлемань" стали последними защитниками Рейхстага и Рейхсканцелярии»,— написала она в своем Telegram-канале. А далее обратилась напрямую к президенту Франции: «Вы решили организовать дивизию "Шарлемань II" (Charlemagne deux) для обороны бункера Зеленского (президент Украины Владимир Зеленский.— “Ъ”)?»
В свою очередь, вице-спикер Совета федерации Константин Косачёв в своем Telegram-канале предупредил, что «тактика "варить лягушку на медленном огне" вовсе не "приучает" Россию к мысли о том, что она может принять что угодно, лишь бы это делалось постепенно». По его словам, «появление натовских интервентов на Украине» — это «черта, за которой уже не просто участие НАТО в войне, это давно происходит, но может трактоваться как включение альянса в прямые боевые действия, а то и как объявление войны».
«Ничего не может быть исключено»
Сенсационное заявление о возможности отправки на Украину западных контингентов Эмманюэль Макрон сделал в понедельник вечером в ходе пресс-конференции по итогам встречи с европейскими коллегами. «Все обсуждалось в свободной и прямой манере. Сегодня нет консенсуса относительно официальной отправки сухопутных войск (на Украину.— “Ъ”). Но в развитии ситуации ничего не может быть исключено. Мы сделаем все, чтобы Россия не выиграла эту войну. Все возможно, если это будет полезно, чтобы достичь нашей цели»,— объявил он.
Какие-либо подробности возможной интервенции президент Франции раскрывать не стал, сославшись на необходимость поддерживать «стратегическую неопределенность». В то же время он рассказал о планах создания «коалиции по поставкам (Киеву.— “Ъ”) ракет и бомб средней и большой дальности» в дополнение к объединениям по направлению Украине иных вооружений и боеприпасов. В коалиции примут участие 15 стран, включая Францию (руководить процессом будет Чехия). Кроме того, Париж, по словам Эмманюэля Макрона, более не будет возражать против закупок боеприпасов для Украины у третьих стран — за пределами Евросоюза. Ранее Франция выступала против этого и в целом не числилась среди наиболее активных партнеров Украины.
Премьер-министр Франции Габриэль Атталь, представляющий пропрезидентскую партию «Возрождение», в беседе с телеканалом RTL во вторник утром также допустил возможность отправки на Украину западных контингентов.
«Ничего нельзя исключать в войне, которая разворачивается в центре Европы»,— сказал он, добавив, что Франция не может смириться с «перспективой, что в какой-то момент Россия одержит победу».
Представители находящихся в оппозиции французских политических сил, однако, резко раскритиковали эту идею. «Не знаю, каждый ли отдает себе отчет в серьезности подобного заявления (о возможности отправки европейских контингентов на Украину.— “Ъ”). Эмманюэль Макрон играет в военачальника, но так беззаботно он говорит о жизнях наших детей. Речь идет о мире или войне в нашей стране»,— написала на своей странице в социальной сети Х Марин Ле Пен («Национальное объединение»).
В свою очередь, лидер партии «Непокорившаяся Франция» Жан-Люк Меланшон предупредил, что «война против России была бы безумием». «Отправка войск на Украину сделает нас участниками конфликта. Эта вербальная воинственная эскалация одной ядерной державы против другой крупной ядерной державы — это уже безответственный акт»,— написал он в Х, призвав начать мирные переговоры по Украине «с взаимными условиями безопасности».
Председатель Социалистической партии Оливье Фор, согласившись, что Франция должна поддерживать Украину, также выразил мнение, что «вступить в войну с Россией и втянуть в нее весь континент было бы сумасшествием».
Объясняться перед парламентариями пришлось министру иностранных дел Франции Стефану Сежурне. «Мы должны предусмотреть новые действия для поддержки Украины, которые бы отвечали конкретным запросам. Я говорю, в частности, о разминировании, киберугрозах, производстве оружия на месте, на территории Украины. Некоторые из этих действий могут потребовать присутствия на украинской территории без пересечения черты соучастия в конфликте. Ничего нельзя исключать, и на сегодняшний день такова позиция президента республики»,— сказал он на заседании Национального собрания (цитата по ТАСС). Министр обороны Франции Себастьен Лекорню также заверил, что речь идет не о масштабной операции, а лишь, к примеру, об отправке групп саперов и инструкторов.
«Пища для размышлений»
Вместе с тем из заявлений французских официальных лиц не совсем ясно, контингенты каких именно стран могли бы быть отправлены на Украину, на какой юридической основе и как они собираются убеждать Россию в своем «неучастии в конфликте».
В октябре прошлого года министр обороны Великобритании Грант Шаппс в интервью The Guardian рассказал о планах направления на Украину британских военных инструкторов. Они, как следовало из его комментариев, будут обучать украинских солдат на месте, а не на территории самой Великобритании, как это происходило ранее. Британский премьер Риши Сунак тогда, однако, опроверг это заявление, заверив, что речь идет о периоде после окончания боевых действий на Украине. Но в декабре бывший посол Украины в Великобритании Вадим Пристайко заявил в одном из интервью, что «Британия — первая в списке стран, приближающихся к решению помочь» украинским вооруженным силам отправкой «экспедиционных сил».
Во вторник в канцелярии Риши Сунака агентству Reuters заявили, что у Великобритании «нет каких-либо планов, предполагающих крупномасштабное развертывание (войск.— “Ъ”) сверх того небольшого числа военнослужащих, которые уже находятся в стране, оказывая поддержку вооруженным силам Украины». «“Широкомасштабного” не планируется. А насчет узко — как пойдет»,— прокомментировал новости из Лондона главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Между тем об отсутствии планов отправки своих военных на Украину, комментируя выступление президента Франции, уже заявили власти Венгрии, Германии, Греции, Италии, Испании, Нидерландов, Польши, Словакии, Чехии, Финляндии, а также США.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг также рассказал агентству Associated Press, что на уровне альянса таких планов нет.
Министр обороны ФРГ Борис Писториус при этом и вовсе сказал журналистам, что идея с отправкой западных контингентов на Украину принадлежала самому Эмманюэлю Макрону и что на конференции в Париже на нее никто не откликнулся. «Это была пища для размышлений, предложенная президентом Макроном. Насколько я знаю, никто это не поддержал»,— сказал он (эта и следующая цитата — по «РИА Новости»).
Лично побывавший в Париже премьер-министр Словакии Роберт Фицо, однако, несколько иначе изложил услышанное на форуме. «Да, я могу подтвердить, что есть страны, которые готовы отправить своих собственных солдат на Украину, есть страны, которые говорят “никогда”, к ним относится и Словакия, а есть страны, которые говорят, что это предложение следует обдумать»,— сказал он по итогам мероприятия. При этом политик выразил удивление, что на конференции никто из его коллег не говорил о мире. Атмосфера, по его словам, была «военной».
Вечером во вторник официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик в ответ на просьбу ТАСС оценить слова президента Франции заявил: всемирная организация призывает все стороны воздерживаться от «риторики, которая обладает потенциалом разжигания и без того смертоносного конфликта» на Украине.
Коммерсантъ. 27.02.2024