Евросоюз собрался с санкциями
Алексей Забродин
Встреча министров иностранных дел стран Евросоюза 19 февраля изначально была посвящена целому ряду мировых проблем, включая конфликты на Ближнем Востоке и Украине. В частности, дипломатам предстояло обсудить 13-й пакет санкций против РФ и попробовать его утвердить. Однако внезапная смерть оппозиционера Алексея Навального в колонии на Ямале сильно повлияла на повестку заседания. В итоге дискуссии о санкциях в отношении РФ стали ключевым элементом заседания в Брюсселе. В ответ в Кремле обратили внимание на то, что результаты расследования обстоятельств смерти оппозиционера не обнародованы и в этих условиях «абсолютно непозволительно выступать с откровенно хамскими заявлениями» насчет причин произошедшего.
На регулярной встрече глав МИДов государств Евросоюза была запланирована обширная повестка. Во-первых, дипломатам предстояло обсудить конфликт на Ближнем Востоке, а также связанные с этим проблемы (в первую очередь гуманитарные). Во-вторых, министры пообещали «за несколько дней до второй годовщины начала войны» обсудить украинский вопрос и по видеосвязи обменяться мнениями с главой МИД Украины Дмитрием Кулебой. Этот пункт шел вторым номером в программе заседаний и подразумевал преимущественно дискуссию по 13-му пакету санкций против РФ, судьба которых до последнего момента оставалась неясна — традиционно из-за позиции Венгрии. Кроме того, главы МИДов собирались затронуть проблемы в регионе Сахеля и ситуацию в Белоруссии.
Однако внезапная смерть в колонии оппозиционера Алексея Навального, о которой стало известно 16 февраля, внесла серьезные коррективы в программу заседания. Тема санкций в отношении России стала ключевой.
Перед началом заседания верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, который обычно в предваряющем выступлении в общих чертах описывает темы заседания, сразу обозначил, что прежде всего министры сосредоточатся на ситуации вокруг Алексея Навального, и анонсировал участие во встрече вдовы оппозиционера Юлии Навальной. «На обоих фронтах — политическом и военном — мы должны продолжать оказывать поддержку Украине и российскому народу, который хочет жить в условиях свободы. И чтобы отдать дань уважения господину Навальному и почтить его память, я предложу министрам переименовать наш Глобальный режим санкций в области прав человека в его честь. Мы назовем его “Режим санкций в области прав человека имени Навального”, чтобы его имя навсегда было вписано в работу Евросоюза по защите прав человека»,— сказал глава европейской дипломатии.
Господин Боррель также пообещал рассмотреть вопрос введения отдельных санкций из-за смерти Алексея Навального и выразил надежду на то, что варианты ограничительных мер предложат государства—члены ЕС. По его словам, объектом санкций окажется пенитенциарная система в России.
Глава МИД Германии Анналена Бербок еще до начала заседания ответила на призыв господина Борреля: она заверила, что Берлин обязательно предложит новые санкции в связи со смертью Алексея Навального.
В этом ФРГ сразу же поддержала Швеция.
Госпожа Бербок также выразила надежду, что в среду министрам удастся предварительно одобрить 13-й пакет санкций против РФ, связанный с боевыми действиями на востоке Европы и включающий ограничения в адрес около 200 физических и юридических лиц, в том числе из Китая, Индии, Шри-Ланки, Турции, Таиланда, Сербии и Казахстана.
Правда, 15 февраля на уровне послов ЕС уже обсуждал 13-й пакет и не преуспел, поскольку против его одобрения выступила Венгрия. Утром 19 февраля глава МИД Венгрии Петер Сийярто, казалось, вновь дал понять, что Будапешт и на этот раз заблокирует ограничения. По его словам, Евросоюз «страдает военным психозом и хочет удовлетворить Вашингтон», а «в повестке дня нет предложений об установлении мира». Однако уже к вечеру господин Сийярто сообщил: «На этапе подготовки 13-го пакета санкций удалось исключить из него все элементы, которые противоречили экономическим интересам Венгрии. С этой точки зрения использовать вето не имело смысла. Однако я думаю, что ЕС принимает неправильное решение».
Что или кого конкретно изъяли из санкций, венгерский дипломат не уточнил. Однако вышло так, что Будапешт, не в первый раз затянув вопрос согласования того или иного решения в рамках ЕС, в итоге уступил коллегам, формально заявив, что не поддерживает новые санкции.
Тем временем Жозеп Боррель после встречи с Юлией Навальной пообещал «оказывать поддержку российскому гражданскому обществу и независимым СМИ».
В специальном заявлении Жозеп Боррель также потребовал от России «международного и прозрачного расследования обстоятельств внезапной смерти» Алексея Навального и снова пообещал, что ЕС и партнеры введут дополнительные санкции против РФ. Свою пресс-конференцию господин Боррель также начал с этой темы. Он отметил, что Юлию Навальную пригласили на заседание министров исходя не только из «личных причин», но и из политических.
Примечательно, что Украина в выступлении Жозепа Борреля заняла даже не второе и не третье место. Лишь после того, как дипломат рассказал о запуске военно-морской операции ЕС в Красном море по защите судоходства, а также дал подробную оценку конфликту на Ближнем Востоке, призвав к прекращению огня и строго посоветовав Израилю не начинать операцию в Рафахе, господин Боррель перешел к Украине.
Наверняка при других обстоятельствах Жозеп Боррель с куда большим энтузиазмом поделился бы надеждой на одобрение 13-го пакета санкций против России до 24 февраля или с большей охотой рассказал о продвижении вопроса по совместным закупкам боеприпасов для Украины. Тем более что среди стран-членов наметился определенный прогресс как по 13-му пакету, так и по закупке снарядов, которые, по словам дипломата, государства ЕС смогут приобретать за пределами союза, если это будет «быстрее и дешевле».
Однако заявления Жозепа Борреля прозвучали достаточно буднично. В целом из его выступления следовало, что министры успели обсудить всю запланированную повестку, но темой номер один оказалось то, что они совсем не собирались обсуждать. Закончил пресс-конференцию дипломат, также отвечая на вопрос об Алексее Навальном.
Комментируя новости из Брюсселя, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил: «Пока результаты этого расследования (обстоятельств смерти Алексея Навального.— “Ъ”) не были обнародованы и о них неизвестно. Поэтому в условиях, когда нет никакой информации, выступать с откровенно хамскими заявлениями мы считаем абсолютно непозволительным. Это не подобает государственным деятелям».
Коммерсантъ. 19.02.2024