Ереван и Баку стали дальше от мира, чем пару месяцев назад
Артур Аваков
Премьер-министра Армении Никола Пашиняна ждут на Мюнхенской конференции по безопасности, которая пройдет с 16 по 18 февраля. Прежде всего там он сможет обсудить с западными партнерами урегулирование армяно-азербайджанского конфликта. Восточные союзники Еревана тоже обеспокоены ситуацией в регионе и тем, на кого хотят опереться армянские власти.
Начальник Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) генерал-полковник Андрей Сердюков заявил, что организация видит высокий конфликтный потенциал на армяно-азербайджанской границе. Чтобы нормализовать ситуацию, стороны должны заключить мирный договор, отметил военный. Вместе с тем Сердюков сказал, что отдельные государства пытаются воспользоваться противостоянием, чтобы укрепить собственные позиции на Южном Кавказе, получить доступ к ресурсам Каспия и обеспечить себе прямой выход в Центральную Азию.
Его слова прозвучали на фоне очередного обострения на армяно-азербайджанской границе 12 и 13 февраля. Напомним, сначала азербайджанская сторона заявила, что армянский снайпер ранил ее солдата. В Минобороны Армении пообещали провести расследование, но Баку все равно провел «операцию возмездия», в результате которой также снайперским огнем были убиты четверо армянских военных из союза добровольцев «Еркрапа». В связи с этим в Москве заявили о серьезной обеспокоенности. Российские власти напомнили кавказским коллегам, что все возникающие вопросы нужно решать исключительно мирным, политико-дипломатическим путем.
На Западе поддерживают обеспокоенность руководства Армении. Так, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель назвал прискорбным обстрел армянской стороной азербайджанских военных, но ответную реакцию он посчитал несоизмеримой. Официальный представитель Госдепа США Мэтью Миллер выразил «глубочайшие соболезнования семьям погибших и раненых» и заявил, что применение силы срывает переговоры. «Любое нарушение режима прекращения огня должно быть расследовано и адресовано должным образом», – подчеркнул Миллер.
Однако в Баку отвергли претензии в свой адрес. «Оправдывание Боррелем армянской стороны, совершившей военную агрессию, расценивается как игнорирование военной провокации Армении, – объявили в МИД Азербайджана. – Шаги, предпринятые Азербайджаном в ответ на провокацию, носили адекватный и локальный характер. Эти меры также предотвратили попытки Армении расширить военную эскалацию».
Руководитель азербайджанского Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу заявил «НГ», что нарушение режима прекращения огня, повлекшее ранение его соотечественника, стало первым серьезным инцидентом после «антитеррористической операции» 19 сентября 2023 года. При этом он предположил, что раз Армения решила расследовать инцидент, значит, она признала факт обстрела со своей стороны. «Было три возможных сценария этой диверсии. По первой версии, армянский солдат не подчинился приказу и открыл огонь. Согласно второму варианту, за этой провокацией стояли иностранные державы. Это именно те силы, которые хотят помешать мирному процессу. Например, Франция усиливает военное присутствие на границе Армении с Азербайджаном. Они все время смотрят в бинокли на Азербайджан, чем нервируют официальный Баку. Третья возможность заключается в том, что власти Армении хотят вернуть себе утраченные два года назад на границе высоты за счет усиления напряженности», – считает эксперт.
По мнению Шахиноглу, данная провокация должна подтолкнуть Пашиняна к скорейшему подписанию мирного договора. Кроме того, по мнению азербайджанского политолога, армянскому лидеру следует разоружить членов «Еркрапа», если он не хочет новой войны с Баку.
Примечательно, что армянские специалисты разошлись в оценках того, какую роль страны Запада играют в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Так, эксперт центра «Орбели» Джонни Меликян рассказал «НГ», что ОДКБ пытается найти виновных в своих проблемах вместо того, чтобы разобраться в них. Эксперт подчеркнул, что над Арменией нависла угроза широкомасштабной агрессии с риском лишиться территориальной целостности. В связи с этим в ОДКБ нужно подумать над тем, как помочь своему союзнику. «Если по этой теме не будет прогресса, пусть пеняют не на Запад, а на себя. Это по Карабаху можно было быть на стороне Азербайджана, но сейчас речь идет о границах Армении», – заявил Меликян.
Вместе с тем политолог отметил, что Ереван никуда не разворачивается. Он все еще состоит в ОДКБ и ЕАЭС (Евразийском экономическом союзе). Но, как и Казахстан, развивает отношения с другими странами, в том числе членами НАТО.
Руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив (АЦСИИ) Айк Халатян, напротив, увидел в заявлении начальника Объединенного штаба ОДКБ признание мощного влияния Турции и Запада на Азербайджан. «В первую очередь член НАТО Турция в результате событий последних нескольких лет стала ведущей силой на Южном Кавказе, также она усиливает свое влияние на Центральную Азию, продвигая проект интеграции тюркских государств. Прежде всего в этом направлении Анкару поддерживают США. Чем сильнее будут становиться турки, тем слабее окажутся стратегические противники Вашингтона Россия, Иран и Китай», – считает эксперт. В этой связи он напомнил, что США оказали Азербайджану военной помощи на сотни миллионов долларов под предлогом усиления возможностей Баку на границе с Ираном и на Каспии.
Кроме того, Халатян отметил, что Баку играет важную роль в поставках энергоресурсов в Евросоюз и во всех планах США и ЕС по снижению зависимости Европы от российских энергоресурсов. Например, Запад лоббирует проекты, призванные наладить транзит туркменского газа в ЕС через азербайджанскую территорию.
«При этом власти Армении, которые начали процесс пересмотра союзных отношений с Россией и сближения с Западом, всячески игнорируют стратегические интересы стран НАТО в регионе, – напомнил Халатян. – Более того, нынешняя политика армянских властей, помимо уже явно видимых проблем с Россией, чревата серьезным осложнением отношений с Ираном – единственной страной, которая сейчас публично заявляет о том, что не допустит пересмотра границ Армении».
В свою очередь, заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов сказал, что Армения и Азербайджан стали дальше от мира, чем были в конце 2023-го. При этом он пояснил, что ОДКБ нельзя назвать «группой быстрого реагирования», но ее представители понимают всю сложность текущей ситуации и реагируют на нее в меру своих сил. «Если действовать неаккуратно, организация может быть вовлечена в то, к чему она сейчас не готова ни на программном, ни на ресурсном уровне», – подчеркнул кавказовед.
Независимая газета. 15.02.2024