В Киеве обещают сбалансированную мобилизацию
Наталья Приходко
Перед итоговым обсуждением скандального правительственного законопроекта по мобилизации в профильном комитете Верховной рады Украины его глава Александр Завитневич высказался за поиск баланса между конституционными правами граждан и решением мобилизационных задач. Ранее попытавшиеся сбалансировать непопулярные меры по расширению базы призыва и ужесточению ответственности уклонистов представители различных ведомств постарались также размыть собственную ответственность.
Как сообщили киевские СМИ во вторник – последний день возможной регистрации проектов, альтернативных соответствующему правительственному документу по мобилизации, всего в Верховную раду Украины (ВР) их было представлено четыре, причем два буквально накануне.
И на вторник же было намечено итоговое обсуждение названного законопроекта в комитете ВР по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, председатель которого Александр Завитневич накануне заявил в интервью о необходимости поиска баланса между конституционными правами граждан и предложенными мерами для решения задач по мобилизации. При этом он также уточнил, что резонансные случаи, когда представители территориальных центров комплектования и социальной поддержки ВСУ (ТЦК и СП) хватают людей на улице, применяя силу, является нарушением законодательства. Хотя и увязал подобные происшествия с недостаточностью работы с упомянутыми структурами, созданными в марте 2021-го взамен устаревших военкоматов.
Напомним, нашумевший проект украинского кабмина был зарегистрирован в парламенте 25 декабря прошлого года и предусматривал ужесточение не только мобилизационных норм, но и ответственности за уклонение от призыва. В частности, им предлагалось расширить мобилизационную базу за счет снижения возрастной планки с 27 до 25 лет, а также посредством призыва в Вооруженные силы Украины (ВСУ) инвалидов третьей группы и людей, получающих «непрофильное» второе высшее образование. Одновременно для лиц, уклоняющихся от военной службы, также планировалось ввести экономические ограничения, в том числе в виде блокирования банковских карт и операций с недвижимостью. Документ был призван помочь выполнить анонсированную задачу по дополнительному набору 500 тыс. военнослужащих на фоне проваленного контрнаступления ВСУ. При этом президент Украины Владимир Зеленский счел необходимым отметить, что указанные количественные параметры были определены Генштабом Вооруженных сил, тогда как главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный далее выступил с критикой положений правительственного проекта.
Впрочем, в критиках скандального законопроекта недостатка не было. К примеру, парламентский омбудсмен Дмитрий Лубинец заявил, что он противоречит нормам Конституции в пунктах, касающихся усиления наказания для лиц, уклоняющихся от призыва. Правда, затем Лубинец заверил, что представители его офиса и Минобороны нашли компромисс в данном вопросе. Подобную осмотрительность в своих критических замечаниях постарались продемонстрировать и другие оппоненты. Так, после того как на днях зампредседателя Национального банка Украины Екатерина Рожкова сообщила журналистам об отсутствии законных способов финансовых ограничений в отношении уклонистов (поскольку раскрыть банковскую тайну возможно только в отдельных случаях, по решению суда), глава НБУ Андрей Пышный уведомил, что его ведомство при необходимости примет участие в дискуссии. Но, в свою очередь, счел необходимым подчеркнуть, что мобилизационная проблематика не входит в зону компетенции Нацбанка – ее курирует Министерство обороны, правительство и Генеральный штаб ВСУ.
В связи с этим показателен и опубликованный в тот же день украинскими СМИ комментарий юриста Андрея Топчия по поводу конституционности призыва на военную службу инвалидов третьей группы. Сама по себе мобилизация лица с инвалидностью не противоречит Конституции Украины, но в противоречие с Основным законом страны вошло бы признание непригодного к военной службе лица пригодным к военной службе, витиевато определил юрист. И переадресовал окончательное суждение по данной проблеме Конституционному суду.
В подобных обстоятельствах поспособствовать хотя бы достижению видимости искомого баланса также должны были и альтернативные проекты. В частности, законопроектом, представленным депутатом Дмитрием Разумковым, предлагалось сохранить предельный возраст призыва на срочную службу на уровне 27 лет и, кроме того, предусмотреть возможность демобилизации (по собственному желанию) для военнослужащих, отслуживших во время действия военного положения не менее 24 месяцев, тогда как правительственным проектом оговаривался срок в 36 месяцев.
Между тем также выступивший на днях в рамках разгоревшейся дискуссии министр внутренних дел Украины Игорь Клименко информировал в ходе телемарафона, что на сегодня в украинском государстве открыто около 9 тыс. уголовных производств в отношении уклонистов (2600 дел уже направлены в суд). По словам министра, в условиях продолжающегося военного конфликта каждый гражданин должен выполнить свой долг. «Или в тылу, или на фронте. И те случаи, когда кто-то пытается нелегально пересечь границу, обществом воспринимаются, мягко говоря, неоднозначно», – сказал Клименко.
К слову, во вторник в Киеве вновь появилась информация об очередном задержанном пограничниками украинском мужчине, который в попытке убежать от призыва все же не сумел пересечь границу с Венгрией через реку Тиса из-за холода и сильного течения.
В то же время экс-заместитель главы Службы безопасности Украины Виктор Ягун выступил за дальнейшее ужесточение наказания в отношении людей, уклоняющихся от мобилизации. И, в частности, предложил тех, кто не хочет идти воевать, лишать гражданства. «Не хочешь выполнять свои обязанности, то какие могут быть у тебя права», – аргументировал Ягун.
А военный аналитик Евгений Дикий и вовсе написал в соцсетях, что запланированная мобилизация на уровне 500 тыс. человек даже недостаточна. Поскольку в дополнение к 450 тыс. мобилизованных в армию РФ осенью 2022 года далее, в течение 2023 года, еще добавилось около полумиллиона контрактников. При таком раскладе планы по мобилизации не сработают, если само украинское общество не поймет, что пополнение армии прежде всего нужно ему самому, подчеркнул Дикий.
Очевидно, что в рамках заявленного нового этапа мобилизации в ВСУ призовут и стариков, и женщин, и инвалидов, заметил в комментарии для «НГ» член комитета Госдумы РФ по обороне Андрей Гурулев. Тут излишне обольщаться не стоит, продолжил он, так как в дальнейшем помимо заведомо слабых категорий граждан киевские власти постараются вернуть и призвать в ВСУ также украинских беженцев, выехавших в другие страны. Не случайно в ряде государств уже прекращаются выплаты субсидий и предоставление жилья для граждан Украины призывного возраста, мигрировавших за рубеж с начала специальной военной операции РФ в феврале 2022 года. «Конечно, у всех вышеупомянутых граждан нет мотивации и желания воевать. Но в украинских силовых структурах свое дело знают. И независимо от того, как это будет обеспечено на практике, в итоге Украина, видимо, сумеет подготовить огромное количество новой живой силы для ВСУ», – пояснил Гурулев.
Независимая газета. 09.01.2024