"Серому кардиналу" Грузии напомнили о стабильности

Артур Аваков


Партия экс-премьера Грузии Георгия Гахария «За Грузию» предложила правящей «Грузинской мечте» начать весеннюю сессию парламента с возвращения прямых президентских выборов. Остальная часть оппозиции идею в целом скорее поддержала, но власти выступили против. В 2024 году у республики появится новый президент, которого скорее всего впервые выберет специальная коллегия, составленная из представителей партии, преодолевших пятипроцентный избирательный барьер на осенних парламентских выборах.

Депутат партии «За Грузию» Бека Лилуашвили уверен, что президент, избранный всеобщим и прямым голосованием, будет обладать большей легитимностью и независимостью внутри политической системы. При этом он сослался на слова основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили, признавшего в конце 2023-го, что в стране существует проблема бесконтрольной власти. Правда, Иванишвили предложил себя на роль контролера и объявил о своем возвращении в политику в качестве почетного председателя своего детища. Помимо прочего, в этой роли «главный мечтатель» страны сможет представлять партийного кандидата на пост премьер-министра.

Лилуашвили считает, что один человек не может быть гарантом государственной стабильности в демократической системе, тем более для Иванишвили это уже третья попытка. В 2012–2013 годах он был премьер-министром, а до 2021-го возглавлял «Грузинскую мечту». При этом три года назад, уходя из политики, он заявил, что правящая партия станет от этого только сильнее.

Примечательно, что действующий президент Саломе Зурабишвили, судя по всему, станет последним президентом Грузии, избранным на всенародном голосовании. При этом в 2018-м Иванишвили поддержал ее кандидатуру, но это не помешало ей спустя несколько лет оказаться в оппозиции к нему. То же самое произошло с предыдущим президентом Георгием Маргвелашвили.

В 2024-м президента будет выбирать коллегия выборщиков в составе 300 человек. Половина из них придется на парламент, а остальная часть – на представителей местных органов власти. Учитывая, что предыдущие местные выборы «Грузинская мечта» почти везде выиграла, ей осталось получить большинство на предстоящих парламентских, и президента можно будет назначить самостоятельно, будучи уверенным в его верности и не оглядываясь на мнение избирателей.

«В демократических государствах система контроля и баланса обеспечивается за счет принципа разделения властей. Но в Грузии исполнительная власть контролирует парламент и судебную систему. Изменить это через прямые выборы президента не удастся, потому что у него слишком мало полномочий», – сказал «НГ» грузинский политолог Ника Читадзе. «Скорее всего партия Гахария выступила с такой инициативой, потому что считает, что большинство грузин хотят лично выбирать президента. К тому же в стране сложилась соответствующая традиция», – полагает эксперт. Вместе с тем Читадзе отметил, что Иванишвили вряд ли захочет лично занять президентское кресло, потому что в этом случае ему придется оставить роль «серого кардинала» и так или иначе разделить с правительством ответственность за развитие государства. С другой стороны, эксперт не исключает никаких сценариев, так как основатель «Грузинской мечты», судя по всему, переживает за результат предстоящих парламентских выборов и дальнейшую устойчивость правящего режима. «Рейтинг его партии 35%, а выборы пройдут по пропорциональной системе. В прошлый раз «Грузинская мечта» смогла победить за счет мажоритарных кандидатов, а теперь такой уловки не будет. Не факт, что в следующем созыве у ГМ будет парламентское большинство, а значит, придется искать партнеров по коалиции или уступить оппозиции», – сказал он.

Тем временем лидер партии «Гирчи» Яго Хвичия заявил, что инициатива «За Грузию» запоздала. По его словам, сначала нужно сменить власть, а затем думать над формой правления и способах избрания руководства страны. При этом он обратил внимание на то, что Зурабишвили была избрана на прямых выборах, но не осчастливила Грузию и не погубила ее: «Наша проблема в том, что у нас режим единоличного правления, и кто будет третьим, четвертым и пятым человеком, не имеет значения».

Член политсовета «Единого национального движения» Ника Оболадзе заявил, что его партия поддерживает прямые президентские выборы. «Если грузинский народ изберет президента с большей легитимностью, это будет лучше», – сказал политик.

«Оппозиция пытается находить новые поводы, чтобы остаться в информационном поле», – полагает эксперт Финансового университета при правительстве России Шота Апхаидзе. «Так как у Гахария нет реальных шансов провести своего кандидата в президенты, он предложил вернуться к прямому голосованию. Но у партии с рейтингом меньше 10% ничего не получится», – предположил он. В целом, по мнению Апхаидзе, оппозиция надеется сохранить ситуацию, в которой президент будет оппозиционен по отношению к правительству. Тогда на международном уровне можно будет указывать на неоднородность правящей элиты и пытаться играть на противоречиях.

Независимая газета. 09.01.2024

Читайте также: