Ресурсов для поддержания рубля становится все меньше

Ольга Соловьева


Поддерживать относительно стабильный рубль при растущем импорте и сжимающихся экспортных доходах России становится все труднее. В конце прошлого года разница между экспортом и импортом достигла многолетнего минимума. И она может снижаться и в 2024 году. В результате сократится и тот валютный запас, который позволяет удерживать российскую валюту от пересечения психологически важной черты в 100 руб. за доллар. При этом опросы населения показывают, что именно валютная стабильность является для россиян наиболее значимым признаком позитивного сценария развития событий в стране.

Накануне президентских выборов 2024 года социологи опросили разные группы населения о том, какие индикаторы будут говорить им о позитивном развитии страны. Для бедных и богатых список этих индикаторов заметно различался (см. «НГ» от 17.12.23). Но было и одно общее. Оказывается, для самых разных групп населения именно валютный курс является одним из важнейших показателей экономической стабильности. Одним из наиболее значимых признаков позитивного развития событий в стране для граждан было бы укрепление рубля, снижение курса евро и доллара. Но чтобы обеспечить укрепление рубля (или хотя бы его стабильность), стране необходим приток валюты – то есть устойчивое превышение экспорта товаров над их импортом. Но именно с этими показателями в конце прошлого года образовались проблемы.

Положительное сальдо счета текущих операций (СТО) платежного баланса РФ по итогам прошлого года сократилось почти в пять раз, до 50 млрд долл. против 238 млрд по итогам 2022 года, следует из обнародованной статистики Центробанка (ЦБ).

Профицит торгового баланса РФ в 2023 году снизился в 2,7 раза – до 118,3 млрд долл. с 315,6 млрд в 2022 году, что было его историческим максимумом. В ЦБ отмечают, что уменьшение положительного сальдо торгового баланса в 2023 году по сравнению с 2022 годом почти на 200 млрд долл. произошло за счет сокращения экспорта при росте импорта товаров.

В частности, за год экспорт снизился на 29%, более чем на 169 млрд долл., до 422,7 млрд долл. Импорт, в свою очередь, увеличился на 10%, до 304,4 млрд долл. с 276,5 млрд. Сокращение экспорта в ведомстве Эльвиры Набиуллиной объясняют в первую очередь ухудшением ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта при росте импорта товаров.

При этом только в четвертом квартале прошлого года профицит текущего счета снизился ниже 11 млрд долл. Экспорт в четвертом квартале снизился до 105 млрд долл., а импорт увеличился до 77 млрд долл. Профицит счета текущих операций в декабре 2023 года составил 0,6 млрд долл. против 4,7 млрд долл. в ноябре и 14,7 млрд в декабре 2022-го.

В свою очередь, отрицательное сальдо внешней торговли услугами по итогам 2023 года составило 33,6 млрд долл., что на 11,4 млрд, или в 1,5 раза, больше аналогичного показателя 2022 года. В ЦБ замечают, что в расширении дефицита баланса внешней торговли услугами сказался рост импорта услуг по статье «Поездки» в условиях оживления выездного турпотока.

По оценке ЦБ, отрицательное сальдо баланса первичных и вторичных доходов в 2023 году уменьшилось на 38%, до 34,5 млрд долл. с 55,3 млрд годом ранее. Это сокращение произошло вследствие уменьшения по сравнению с предыдущим годом начисленных российскими компаниями дивидендов в пользу нерезидентов.

Итоговые данные оказались хуже ожиданий ЦБ. В ведомстве Набиуллиной ожидали, что профицит счета текущих операций по итогам 2023 года составит 60 млрд долл., профицит торгового баланса – 122 млрд.

У ряда экономистов динамика внешней торговли РФ вызывает опасения. В частности, финансового аналитика Павла Рябова (канал Spydell_finance) беспокоят декабрьские данные по торговле. По итогам декабря СТО показал практически нулевой профицит, напоминает он. В четвертом квартале 2023 года профицит СТО составил всего 10,7 млрд долл. против 41,7 млрд за аналогичный период 2022 года, 47 млрд в 2021-м и средних 17,3 млрд долл. за период 2017–2020 годов. «За весь 2023 год профицит СТО снизился до 50,2 млрд по сравнению с 238 млрд в 2022-м, 122 млрд в 2021-м и около 62 млрд в 2017–2020 годы», – замечает он.

Профицит торгового баланса также имеет тенденцию к сжатию. «В четвертом квартале 2023 года он снизился до 20,6 млрд против средних 31,1 млрд долл. в четвертом квартале 2017–2020 годов», – уточняет экономист. «Импорт выше нормы. Сказывается рост глобальных импортных цен после сильнейшего инфляционного шторма за 40 лет, плюс к этому критическая потребность в инвестиционном импорте, который либо идет из Китая, либо через различные торговые шлюзы в странах СНГ», – говорит аналитик.

Несмотря на слабые данные по торговле, рубль в целом укрепляется. Рябов считает, что валютный рынок спасали экспортеры за счет возврата валютной выручки, жесткая денежно-кредитная политика (ДКП) ЦБ и снижение токсичного оттока капитала. Он также считает, что стабильность рубля продлится до первой декады февраля, а далее вакуум. «С такой слабой торговлей держать продажу валютной выручки не выйдет», – полагает он.

Западные эксперты обращают внимание на рост экспорта российского сырья при одновременном снижении доходов. Так, по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в декабре Россия увеличила экспорт нефти до рекордного за девять месяцев уровня, но потеряла в выручке. «Нефтяной экспорт в декабре вырос на 500 тыс. барр. в сутки – до максимального за девять месяцев уровня в 7,8 млн барр. в сутки», – отмечается в докладе агентства. При этом поставки нефти увеличились на 240 тыс. барр. в сутки по сравнению с предыдущим месяцем, до 5 млн барр. в сутки, а потоки нефтепродуктов выросли на 260 тыс. барр. в сутки. «В то же время предполагаемая экспортная выручка упала до шестимесячного минимума в 14,4 млрд долл. на фоне увеличения скидок на российскую нефть и снижения цен на нефть», – говорится в докладе.

В МЭА подчеркивают, что снижение экспортных цен на российскую нефть продолжилось за счет расширения скидок к эталонным сортам «под давлением расширенного расследования Минфина США в отношении судов, их владельцев и связанных с ними трейдеров, которые перевозили российскую нефть, купленную по ценам выше предельных цен G7» и снижения цен на сырье в мире.

Согласно данным агентства Argus, на которые ссылается МЭА, в декабре цена российской марки Urals составила 59,63 долл. за баррель в порту Приморска и 59,65 долл. в Новороссийске. Аналитики указывают, что еще в ноябре суммарный доход РФ от экспорта нефти и нефтепродуктов составил 15,8 млрд долл., а в декабре он снизился до 14,4 млрд долл. Таким образом, выручка от нефтяного экспорта в декабре снизилась на 1,4 млрд долл. В 2022 году Россия заработала на экспорте сырья почти 20 млрд долл.

При этом только на один Китай пришлось половина всех поставок российской нефти, признавал вице-премьер РФ Александр Новак. Поставки же в Евросоюз, напротив, сократились в 10 раз, говорил он.

Руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая напоминает, что рекордный профицит СТО в 2022 году был обусловлен очень высокими мировыми ценами на товары российского экспорта в сочетании со сжатием импорта вследствие резкого ужесточения санкционного режима. «А если сравнивать со средними значениями за последние пять лет, то экспорт товаров в 2023 году был примерно на 7% ниже среднего значения, а импорт – выше на 15%», – рассказывает она. По мнению аналитика, возможные риски для динамики внешней торговли связаны с усиливающимся давлением США на третьи страны, которые уже проявляются в расширении ценового дисконта российской экспортной нефти Urals к цене Brent и трудностях российских банков в работе с банками Китая и Турции.

Аналитик «Цифры брокер» Наталия Пырьева полагает, что сальдо торговых операций в первом квартале улучшится по сравнению с показателями на конец 2023 года в силу сезонного фактора. «Импортные потоки в страну традиционно в начале года снижаются после всплеска объема закупок под конец года. В то же время сохраняющееся инфляционное давление и высокие ставки постепенно охлаждают внутренний спрос, поэтому спрос на импортные товары и услуги ослабнет», – рассуждает она. Что касается экспорта, то текущие цены на нефть остаются достаточно слабыми, поэтому поступления со стороны нефтегазового сектора могут снизиться, считает аналитик. «По оценкам, в декабре доходы России от экспорта нефти упали до минимума за шесть месяцев из-за падения цен на нефть Brent и увеличения дисконта на Urals. Соответственно пока есть основания предполагать, что на фоне снижения нефтегазовых доходов общий показатель экспорта покажет снижение», – подчеркивает эксперт.

И сокращение объема поступлений валюты в страну в сочетании с ростом оттока валюты окажет негативное воздействие на рубль, подчеркивает Пырьева. «На данный момент значительную поддержку рублю оказывают продажи валюты со стороны Минфина и ЦБ, однако это не будет длиться вечно, тогда как именно показатели внешней торговли определяют направление курса рубля», – говорит эксперт, ожидая ослабления рубля в будущем.

Эксперты из компании «Ренессанс Капитал» считают, что в этом году средний курс доллара ожидается ими на уровне 91 руб. за доллар. Основными факторами нестабильности для рубля они называют предстоящие выборы и цены на нефть.

«Власти будут удерживать рубль в стабильном состоянии как минимум до апреля 2024 года, пока действует указ об обязательной продаже валюты экспортерами. Если его действие не будет продлено, то курс рубля снова станет слабеть, поскольку компании смогут оставлять на своих зарубежных счетах более значительные суммы, а значит, приток валюты в России сократится, что негативно повлияет на курс рубля», – прогнозирует аналитик компании «Финам» Александр Потавин. Он обращает внимание и на тенденцию увеличения оттока валюты из РФ. А так как жесткая конфронтация России и Запада продолжается, нет повода ждать, что объемы вывода денег из страны снизятся, продолжает эксперт. Растущие объемы внешнеторговых операций с российским рублем тоже негативно будут влиять на динамику рубля, так как снижают приток твердой валюты в страну. «А постоянное ужесточение западных санкций приводит к снижению прибыльности от внешней торговли», – говорит Потавин.

В первом квартале 2024 года российские финансовые власти будут максимально использовать имеющиеся у них рычаги, чтобы стабилизировать динамику национальной валюты как минимум до выборов президента России. «В этот период курс доллара будет находиться в районе 88−96 руб. Во второй половине года российская валюта, видимо, вновь станет ослабевать и завершит год в районе 103−105 руб. к доллару США на фоне роста госрасходов, слабых цен на нефть и усиления санкционного давления на Россию», – предполагает эксперт.

Независимая газета. 21.01.2024

Читайте также: