На Словакию надавили дипломатично

Алексей Забродин


Глава правительства Словакии Роберт Фицо, которого часто называют пророссийским политиком, 24 января встретился со своим украинским коллегой Денисом Шмыгалем. Перед тем как отправиться в Ужгород, словацкий премьер сделал целый ряд болезненных для Украины заявлений. Так что предшествовавшая переговорам атмосфера не сулила сторонам продуктивной беседы. Тем не менее господа Шмыгаль и Фицо смогли найти точки соприкосновения и, кажется, договорились о большем, чем от них можно было ожидать.

Переговоры Роберта Фицо и Дениса Шмыгаля 24 января должны были стать важным этапом подготовки Киева к саммиту ЕС 1 февраля. Словакия, где после осенних выборов сменилось правительство, стала второй после Венгрии страной, активно критикующей подход ЕС к украинскому кризису. Премьер Роберт Фицо неоднократно намекал, что на ближайшей встрече лидеров стран ЕС Братислава вполне может заблокировать выделение различной помощи Киеву, поддержав позицию Будапешта. В обеих столицах настаивают, что Западу необходимо работать над организацией скорейших переговоров по урегулированию конфликта, а не снабжать Украину деньгами и вооружениями. В такой ситуации в Киеве и решили перед саммитом по отдельности переговорить со Словакией и Венгрией.

Примечательно, что местом для переговоров был выбран не Киев или Львов, где обычно проходят международные контакты украинских представителей, а Ужгород в Закарпатской области, граничащей и с Венгрией, и со Словакией. Задача выйти на какие-то компромиссы с Робертом Фицо выпала Денису Шмыгалю.

При этом словацкий премьер накануне поездки в Закарпатье сделал сразу несколько заявлений, из-за которых при других обстоятельствах переговоры вполне могли бы сорваться.

Так, господин Фицо подверг сомнению, что в Киеве каким-либо образом ощущаются боевые действия, и заверил, что «там абсолютно нормальная жизнь».

Политик также подчеркнул, что Словакия будет блокировать любые попытки вступления Украины в НАТО, чтобы не создавать «основу для Третьей мировой войны», и заявил, что российско-украинскому конфликту нужен «какой-то компромисс, который будет очень болезненным для обеих сторон». «А чего они ждут? Что россияне уйдут из Крыма, Донбасса и Луганска? Это нереально»,— рассуждал перед поездкой глава словацкого правительства, называя Украину государством «под абсолютным влиянием США».

После таких слов в Верховной раде начали призывать к отмене переговоров и требовать от МИДа сделать заявление, «направленное на защиту суверенитета и чести своего государства». Однако во внешнеполитическом ведомстве на высказывания словацкого премьера дипломатично ответили, что «не может быть компромисса относительно территориальной целостности ни Украины, ни Словакии, ни любой другой страны». Другими словами, украинскому руководству эта встреча была крайне нужна, а потому отменять ее никто не стал. И, как можно судить по итогам переговоров, обойтись без демаршей было разумным решением.

Строго говоря, у Роберта Фицо, который еще со времен предвыборной кампании не жалеет крепких слов в адрес Украины, на самом деле есть лишь два принципиально жестких условия в отношениях с Киевом. Первое — отказ Украине в интеграции в НАТО, второе — отказ в поставках оружия ВСУ напрямую от словацкого государства. В остальном же господин Фицо проявляет способность к компромиссам, несмотря на всю свою риторику.

Возможно, из этого и исходил Денис Шмыгаль, когда во время переговоров выразил надежду на «политику "нового прагматизма", несмотря на разногласия во взглядах». «Да, у нас в чем-то разные позиции, но ведь это и называется политика»,— согласился Роберт Фицо.

В результате встречи, по словам Дениса Шмыгаля, стороны достигли сразу нескольких договоренностей.

  • Во-первых, Братислава обязалась не блокировать покупку оружия и техники у словацкого бизнеса и содействовать в поставке техники для возведения оборонительных укреплений на территории Украины.
  • Во-вторых, Роберт Фицо пообещал поддержать выделение Киеву €50 млрд на саммите Евросоюза 1 февраля.
  • В-третьих, словацкий премьер заверил коллегу в поддержке евроинтеграционных устремлений Украины.

«Благодарны словацкому народу, который помогает Украине и украинцам в эти непростые времена»,— сказал в ответ господин Шмыгаль.

Но это еще не все.

По итогам переговоров премьер-министры подписали совместное заявление об укреплении двусторонних отношений «на основе взаимного доверия и уважения».

В частности, в нем Братислава выражает поддержку планов Киева по интеграции в ЕС. Кроме того, в документе выражена поддержка «формулы мира» президента Владимира Зеленского, а также отмечена важность участия Словакии в гуманитарном разминировании соседней страны и совместных усилий по обеспечению ее продовольственной безопасности. Отдельно главы правительств подчеркнули необходимость развития военно-технического сотрудничества «на коммерческой основе».

По завершении переговоров состоялась пресс-конференция Дениса Шмыгаля, который заверил, что донес до коллеги намерение Украины вступить в НАТО «независимо от позиции и желания отдельных стран». «Мы безальтернативно движемся этим курсом»,— заявил украинский премьер.

Как на это отреагировал Роберт Фицо, пока неизвестно. Выступать перед прессой в Ужгороде он не стал, сославшись на пожелание украинской стороны не проводить совместных пресс-конференций. Однако в любом случае жесткая позиция нынешнего правительства Словакии в виде неприятия Украины в НАТО вряд ли на что-то сейчас влияет: даже активные сторонники членства Киева в альянсе согласны, что это не вопрос ближайшего будущего. А потому господину Фицо ничто не помешает и дальше гнуть эту линию без ущерба для остальных областей словацко-украинского сотрудничества.

После Роберта Фицо Ужгороду предстоит 29 января принять главу МИД Венгрии Петера Сийярто, собеседником которого станет его украинский коллега Дмитрий Кулеба. Накануне СМИ сообщили, что в посольство Венгрии в Киеве пришло письмо с угрозами в адрес господина Сияйрто. В записке дипломату обещают «взрывной прием» и рекомендуют начинать приготовления к похоронам. «Бог простит, но украинцы — нет»,— говорится в письме. В МИДе республики заявили, что угрозы «не помешают Петеру Сийярто представлять интересы Венгрии», а тот, «кто считает, что министр испугается, не знает Петера Сийярто».

Другими словами, и эта встреча, судя по всему, состоится. Однако будет ли она столь же успешной для Киева, как переговоры с Робертом Фицо, вопрос открытый. Пока Будапешт продолжает настаивать, что воспрепятствует выделению помощи Украине на саммите ЕС 1 февраля.

Коммерсантъ. 24.01.2024

Читайте также: