Лира пробудила недоброе

Ольга Шерункова, Максим Буйлов, Наталья Скорлыгина, Евгений Хвостик


Торговые связи РФ с Турцией, до сих пор остававшейся одним из дружественных партнеров, оказались под угрозой. Турецкие банки повсеместно отказываются работать с российскими. Ситуация, по данным источников “Ъ”, начала осложняться еще летом, а резко обострилась после выхода 22 декабря указа президента США о вторичных санкциях — в результате банки Турции разорвали корреспондентские отношения почти со всеми российскими кредитными организациями. Участники рынка утверждают, что аналогичные проблемы, хотя и в меньших масштабах, уже начали возникать с китайскими банками.

Турецкие банки отказываются от работы с российскими, опасаясь санкций, рассказали источники “Ъ” на финансовом рынке и подтвердили участники внешней торговли. Речь идет как о разрыве корреспондентских отношений, так и о приостановке обработки платежей без формального закрытия договоров. Один из источников “Ъ” уточняет, что «есть исключения — например, в отношении дочерних иностранных банков в России».

Один из собеседников “Ъ” говорит, что сложности возникли давно, но в конце декабря ситуация резко обострилась, распространившись почти на все турецкие банки. Среди крупных участников расчетов с РФ источники “Ъ” называют Nurol Bank, с которым работали около 40 отечественных кредитных организаций, и Emlak Bank. Корсчета российских банков в Турции открывались в лирах, долларах и других валютах — отдельные банки принимали платежи в рублях.

«Банки разрывают отношения из-за давления со стороны США. Причем не только в Турции, но и, например, в Китае»,— подчеркивает один из собеседников “Ъ”.

В кредитных организациях РФ и Турции не ответили на запросы “Ъ”.

Глава «Оптималог» Георгий Властопуло отмечает, что «проблемы с Турцией начались с лета», а в отношениях с Китаем «это пока точечные истории». По словам президента таможенно-логистического брокера KBT Юлии Шленской, серьезные проблемы начали возникать в конце декабря. В частности, «банки в Турции взяли паузу и не осуществляют денежные переводы из России и в страну. Менеджеры сообщают, что сейчас ни один платеж из России не будет принят: лиры, рубли — не важно».

Как поясняет руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша, турецкие банки, ужесточившие контроль после введения 12-го санкционного пакета ЕС, при проведении платежей в лирах стали требовать больше данных и документов для подтверждения отсутствия санкций против всех участников цепочки, импортируемые товары не должны находиться в санкционных списках.

Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев отмечает, что «не проходит даже оплата услуг». По его словам, все банки требуют указания конечных получателей и декларацию на товар с кодами ТН ВЭД: «Сейчас только один из турецких банков пропускает платежи в качестве корреспондента. Но при количестве платежей более 50 в день заявки исполняет несколько дней».


Турция проявила себя бойцом в тех ограничениях экономических, которые накладываются во всем мире не только в отношении нашей страны

Антон Силуанов, министр финансов РФ, в кулуарах ПМЭФ в июне 2023 года


Проблемы в расчетах с Китаем, уточняет гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев, начали возникать еще в ноябре, в декабре такие случаи участились: «Оплата грузоперевозок, если плательщик не является резидентом страны, проходит долго. По последним данным, срок поступления денежных средств достигает недели».

Между тем Дмитрий Суховерша утверждает, что в российских рублях в турецкие банки «платежи возможны, но валюта не пользуется большим спросом». Соучредитель СЛК Дмитрий Аржаных отмечает, что у компании небольшой объем платежей в Турцию (в лирах) и достаточно крупный — в Китай, но пока ни там ни там проблем не было.

То же говорит и гендиректор ModernWay Николай Ольшанский: «В адрес китайских контрагентов все платежи мы проводим в юанях. С проблемами пока не сталкивались».

Версию об отказе от сотрудничества с Россией под давлением США подтвердил и председатель Ассамблеи экспортеров Турции (TIM) Мустафа Гюльтепе.

«С момента выхода указа президента США Джо Байдена о применении вторичных санкций в отношении банков, содействующих российским (подписан 22 декабря 2023 года.— “Ъ”), Турция стала одной из первых стран, банки которых стали закрывать корреспондентские отношения с РФ… отключения от долларовых платежей не хочет ни один банк»,— признает один из российских банкиров.

Это довольно жесткий рычаг, считает председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов, ведь «попадание турецкого банка в санкционный список США означает, что из него побегут и местные клиенты в Турции». Эксперт подчеркивает, что до сих пор страна «была одним из немногих окон, хотя и не столь широких, однако там не боялись работать с Россией». Развитие СПФС (российский аналог SWIFT) проблему полностью не решает, поскольку платежи по ней проводятся в рамках корреспондентских отношений, уточнил господин Достов.

«В то же время пока решения о корреспондентских отношениях, приеме и проведении платежей принимает каждый конкретный банк, исходя из своего собственного понимания ситуации, риск-политики и комплаенса»,— подчеркивает управляющий директор «Эксперт РА» Юрий Беликов.

Это не первые проблемы во взаимоотношениях российских организаций с турецким рынком и финансовыми организациями. До сих пор тревожные ситуации не оборачивались катастрофами.

Так, в марте 2023 года Турция серьезно ограничивала транзит санкционных товаров в Россию: таможня начала отклонять транзитные декларации на санкционные грузы (см. “Ъ” от 9 марта 2023 года). Однако потом транзит с некоторыми оговорками был восстановлен (см. “Ъ” от 21 марта 2023 года).

Глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров полагает, что Турция все еще «заинтересована в выполнении роли товарно-транспортного хаба между РФ и Европой, плюс собственный экспорт». По мнению эксперта, за текущим кризисом расчетов стоит «какая-то очередная игра». Мустафа Гюльтепе также намекнул, что ситуация «в ближайшее время должна улучшиться». Юлия Шленская, ссылаясь на слова контрагентов, говорит, что «до конца января будет какое-то решение».

Если риски окажутся для турецких банков слишком велики, единственным эффективным вариантом, по мнению участников финансового рынка, станет налаживание расчетов с Турцией через банки третьих стран, в том числе СНГ.

Роман Прохоров поясняет, что «есть достаточно много способов проведения платежей через дружественные юрисдикции Армении, Киргизии и т.п.». Можно использовать при этом компании из других стран в качестве платежных агентов, чтобы «убрать российский след». «Это, конечно, несколько удорожает расчеты, но позволяет их провести»,— полагает он. Господин Беликов согласен, что полной остановки торговли между странами не произойдет, поскольку поставки товаров, которые не находятся под санкциями и не обладают двойным назначением, не ограничиваются.

Коммерсантъ. 17.01.2024

Читайте также: