Росстат заметил признаки торможения экономики РФ
Анатолий Комраков
Экономика России продолжает демонстрировать рост, несмотря на появление ряда тревожных признаков замедления. Приведенные Росстатом данные по спаду в отдельных отраслях пока не трактуются экспертами как общее торможение экономики, которого ждут на ужесточение денежно-кредитной политики Банка РФ.
Начатая летом война с инфляцией пока не приносит результатов. Задранная до 15% ключевая ставка, судя по данным статистики за 10 месяцев 2023 года, не останавливает ни роста в отраслях, ни инфляцию. За январь–октябрь 2023 года российская экономика выросла на 3,2%, сообщило Минэкономразвития. Официальный прогноз, сделанный ведомством в сентябре, предполагает рост ВВП в 2023 году на 2,8%. Глава министерства Максим Решетников в начале ноября даже заявил, что рост будет выше этой оценки и составит 3%. В 2024 году Минэкономразвития ожидает роста ВВП на 2,3%, однако ЦБ не согласен с этой оценкой и ждет роста только на 0,5–1,5%.
Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности вырос за десять месяцев на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За январь–октябрь 2023 года, по оценке Росстата, промпроизводство выросло на 3,5%. Оборот розничной торговли вырос в январе–октябре на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на 12,7% в октябре). Инвестиции в основной капитал в РФ в третьем квартале подскочили на 13,3% (рост на 10% за январь–сентябрь 2023-го).
При этом российские электростанции в январе–октябре 2023 года увеличили производство электроэнергии на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 956 млрд кВт-ч, сообщил Росстат. Снижение на 0,8% за 10 месяцев показал грузооборот транспорта. Сократился за этот период на 1,8% ввод жилья. Добыча природного газа в России за 10 месяцев 2023 года снизилась на 9,6%, производство сжиженного природного газа (СПГ) – на 4%.
«Общие показатели по транспорту снижаются из-за трубопроводного транспорта, – пояснил «НГ» главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. – После разрушения «Северных потоков» поставки энергоресурсов по трубам заметно снизились. Что касается ввода жилья, то некоторое снижение в 2023-м объясняется высокой базой: в прошлом году строители демонстрировали очень высокие темпы ввода».
Соотношение темпов прироста выпуска продукции и производства электроэнергии неэластично, объясняет эксперт. «Как правило, затраты электрической и тепловой энергии на предприятиях не сильно колеблются при определенном росте или падении производства, поэтому нет жестких коэффициентов зависимости двух показателей», – говорит Николаев.
Эксперт склоняется к оценкам Банка России по перспективам роста экономики РФ в 2024 году. «В следующем году, конечно, еще будет действовать бюджетный импульс, расходы федерального бюджета вырастут почти на 30%, однако уже проведенные с лета этого года неоднократные повышения ключевой ставки скоро начнут оказывать сильное депрессивное влияние на экономику. Повышение ставки – это единственный инструмент ЦБ, с помощью которого он старается удержать инфляцию, но, судя по всему, в декабре стоит ожидать очередного ее повышения, возможно до 17%, а влияние этого шага начнет оказывать сдерживающий эффект в середине следующего года».
Есть тенденция резкого замедления в строительстве и риск перехода в отрицательную область в начале 2024-го из-за эффекта высокой базы. Строительство в отличие от торговли росло весь 2022-й и очень интенсивно в 2023-м, но главное препятствие – торможение инфраструктурных проектов из-за переориентации бюджета на военно-промышленный комплекс (ВПК) в ущерб госинвестициям в экономике и заморозка коммерческих проектов из-за дорогих кредитов, пишет финансовый аналитик Павел Рябов (канал Spydell_finance).
Данные Росстата свидетельствуют о перегреве экономики, считает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая. «Сильные темпы роста сохраняются в обрабатывающей промышленности, оптовой торговле, ускорился рост в потребительских секторах. Рост в экономике поддерживается последствиями сильного бюджетного импульса конца 2022-го – первого полугодия 2023 года, увеличением прибылей компаний, ростом доходов населения и по-прежнему высокими темпами роста кредитования, – говорит эксперт.
С одной стороны, считает она, высокий рост инвестиций в основной капитал – это хорошо, так как обещает дополнительные производственные мощности и тем самым предполагает возможность расширения предложения в будущем. Однако, как правило, эти инвестиции являются долгосрочными и могут привести к увеличению предложения лишь в течение нескольких лет, в то время как проинфляционное давление спроса на сырье, материалы, рынок труда, спрос на импорт они создают уже сейчас. К тому же нет информации, позволяющей оценить будущую эффективность этих инвестиций и сроки реализации проектов, пишет Беленькая.
Одновременно усилилась напряженность на рынке труда – безработица обновила исторический минимум в 2,9%. Экономике просто не хватает кадров. Рост номинальных зарплат в сентябре немного замедлился по сравнению с августом, но остается двузначным, что явно превышает возможности роста производительности труда, считает эксперт. А превышение роста внутреннего спроса над производственными возможностями все более явно сказывается на ускорении инфляции.
По последним данным ведомства Сергея Галкина, за неделю с 21 по 27 ноября инфляция ускорилась до 0,33%, в годовом выражении она составила 7,54%, превысив таким образом верхнюю границу прогноза Банка России на конец года (7–7,5%). «В сочетании с общей картиной перегрева в экономике это увеличивает вероятность повышения ключевой ставки Банка России на ближайшем заседании 15 декабря», – считает Беленькая.
Инфляционное давление на экономику РФ увеличивает динамика оптовых цен на дизтопливо, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «Рост потребительских цен (на него. – «НГ») ускорился на 50% в недельном выражении. С учетом этого можно предположить, что ставка ЦБ РФ в середине декабря будет повышена еще на 100–200 базисных пункта (то есть до 16–17%. – «НГ»), – говорит эксперт.
Ограничения роста со стороны ресурсных возможностей и жесткая денежно-кредитная политика (ДКП) скорее всего приведут к существенному торможению роста экономики в будущем году, до 1–1,3%, предполагает Беленькая. Ранее в ноябре глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина сообщала в Госдуме, что до конца года ключевая ставка может быть повышена. По ее словам, чтобы вернуть в конце 2024 года инфляцию к цели, то есть к 4%, «придется поддерживать жесткую ДКП в течение нескольких кварталов». «Темпы роста кредитования замедлятся, но, хочу подчеркнуть, в следующем году, по нашему прогнозу, темпы кредитования останутся положительными, то есть продолжат вносить вклад в развитие экономики», – сказала Набиуллина.
Независимая газета. 30.11.2023