Раде направили мобпредписание
Алексей Забродин
Правительство Украины внесло в Верховную раду законопроект о мобилизации, резко ужесточающий правила призыва в вооруженные силы и последствия уклонения от воинской службы. Однако перспективы принятия документа туманны. В украинском политическом истеблишменте в целом сложился консенсус относительно необходимости реформ в указанной сфере. Однако в том, насколько далеко можно зайти на этом пути, согласия в обществе нет.
Провал контрнаступления Украины в 2023 году выявил не только нехватку у ВСУ вооружений, но и проблемы с живой силой. О том, что фронту не хватает людей, говорят в стране не первый месяц, но особо остро вопрос дальнейшей мобилизации встал перед властями под конец второго года полномасштабных боевых действий. Недавно президент страны Владимир Зеленский заявил, что Генштаб хочет в ближайшее время дополнительно призвать в армию около полумиллиона человек. Однако, что для этого сделать, власти пока не решили.
В частности, как признают украинские военные и политики, большого желания добровольно отправиться воевать среди граждан не наблюдается, в отличие от первых месяцев полномасштабного конфликта. А призыв по повестке в рамках действующего законодательства сталкивается с огромными трудностями из-за большого числа уклонистов.
И вот под конец года правительство Украины разработало и внесло в Верховную раду законопроект, резко меняющий правила мобилизации и воинского учета и призванный исправить сложившееся положение.
Одно из ключевых предложений — изменение нижней планки мобилизационного возраста.
Согласно действующим нормам, военкоматы не могут призывать на фронт граждан младше 27 лет, однако в случае принятия законопроекта этот предел будет снижен до 25. Граждан с 18 до 25 лет по-прежнему мобилизовать не смогут, однако они должны будут пройти «базовую военную службу» сроком в пять месяцев. Кроме того, предлагается разделить граждан на две категории — «годен» и «не годен» к военной службе, убрав промежуточное звено — «ограниченно годен». Полномочиями обеспечивать организацию призыва собираются наделить гражданские администрации населенных пунктов — от сельсоветов до горсоветов.
Как еще месяц назад писали западные и украинские СМИ, военные уже давно требуют одобрить подобную норму, однако до сих пор против выступал Владимир Зеленский, опасаясь негативных социальных последствий. Кстати, на недавней пресс-конференции украинский лидер также пообещал не подписать новый закон, если в нем будет предусмотрена мобилизация женщин. Во внесенном кабмином документе для женщин в итоге ничего не изменилось: на воинский учет должны вставать только медики и фармацевты, остальные смогут пойти на воинскую службу исключительно добровольно.
Волновали президента также вопросы ротации и отпусков, которые он призывал тщательно проработать в рамках нового законодательства. Правительство Украины предложило гарантировать военным ротацию после шести месяцев на передовой с ограничением на пребывание в тылу в два месяца. Кроме того, через полгода после вступления закона в силу уволиться со службы смогут срочники, которые оказались в армии на момент начала полномасштабных боевых действий. Правда, через полгода после демобилизации им потенциально будет грозить мобилизация. Уволиться из армии во время военного положения будет возможно спустя три года непрерывной службы. Кроме того, на 90 дней отпуска смогут рассчитывать военные, вернувшиеся из плена.
Между тем вводятся «электронные повестки», которые могут быть направлены через электронный кабинет призывника, военнообязанного и резервиста или по электронной почте.
В законопроекте уточняется, что уважительными причинами неявки по повестке могут быть стихийные бедствия, болезнь или смерть близкого родственника. Ужесточаются и правила отсрочки. Рассчитывать на нее не смогут инвалиды третьей группы, люди, получающие второе высшее образование, а также учителя и научные сотрудники, не работающие на полную ставку. Экс-депутаты Верховной рады, несмотря на какие бы то ни было заслуги, также отсрочку не получат.
Тем временем ужесточается и ответственность за уклонение от мобилизации. Нарушение законодательства о воинской обязанности будет наказываться штрафами от 34 тыс. до 85 тыс. гривен (примерно 83–207 тыс. руб.), а в «условиях особого периода» — от 153 тыс. до 204 тыс. гривен (373–497 тыс. руб.). За отказ от прохождения военно-лечебной комиссии будет предусмотрено лишение свободы от трех до пяти лет.
Кроме того, гражданам, нарушившим законодательство в этой сфере, могут грозить запрет на выезд за границу, операции с движимым и недвижимым имуществом, управление транспортным средством, отказ в подписании кредитных договоров, ограничения прав распоряжаться средствами и другими ценностями, а также проблемы с получением государственных услуг и льгот. Возможна и блокировка банковских счетов уклонистов. Украинские экономисты, комментируя эти пункты закона, уже предупредили, что их принятие рискует обернуться оттоком денег с депозитов, увеличением черных зарплат и усилением миграции.
Сняться с воинского учета в случае проживания за границей, согласно этому закону, будет нельзя, а получить консульские услуги украинцы смогут только при предъявлении военно-учетных документов.
Впрочем, будет ли закон принят в нынешнем виде — большой вопрос. Ожидается, что первое чтение документа состоится 10–12 января, после чего в течение трех недель в него будут вноситься правки. Окончательно он может быть принят не раньше середины февраля.
Скорее всего, нынешняя редакция претерпит изменения, поскольку перспектива резкого ужесточения законодательства вызвала бурную дискуссию среди украинских политиков и общественности. Некоторые, как, например, секретарь комитета Верховной рады по обороне Роман Костенко, уверены, что власти вынуждены принимать именно такой вариант документа, чтобы восполнить потери и сформировать новые подразделения. По его мнению, необходимо «готовиться к худшему», а вместо того, чтобы «рассказывать об экономическом или каком-то еще фронте», «воевать должны все». Он также обвинил власти в неправильной информационной политике, из-за которой украинцы ожидали «скоро победы» и не готовились к мобилизации.
Экс-спикер парламента Дмитрий Разумков, несколько лет назад ушедший в оппозицию к Владимиру Зеленскому, напротив, считает, что от такого законопроекта «проиграют все», а новые нормы не решат ни одну из стоящих перед Украиной проблем. По его мнению, речь идет о «попытке нарушить все возможные статьи Конституции и дать четкий сигнал всем, кто выехал за границу, чтобы они не возвращались».
Другой народный депутат — Евгений Шевченко, ранее состоявший во фракции «Слуга народа», предположил, что закон и вовсе не примут. Если же это случится, то, по его словам, Владимир Зеленский наложит вето на документ, поскольку в противном случае обрушится рейтинг и президента, и главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного.
Уже сейчас в обществе начали припоминать Владимиру Зеленскому слова, произнесенные им год назад, о том, что Украина не может «поступать как Россия — загонять палками на войну».
Между тем Валерий Залужный 26 декабря открестился от законопроекта, заверив, что документ не был инициативой Генштаба. По его словам, Генштаб лишь изложил потребности на 2024 год — от оружия до новобранцев, а составлением документа занимались уже гражданские чиновники. Кроме того, генерал переадресовал «центральным органам исполнительной власти» вопрос об уменьшении количества отсрочек от мобилизации, заявив, что ему «лично главное, чтобы люди пришли в армию и могли выполнять поставленные задачи».
Таким образом Валерий Залужный дал понять, что ни он, ни его люди не имеют отношения к ужесточению законодательства. Владимир Зеленский пока также не спешит погружаться в дискуссии о мобилизации. И, судя по всему, ответственными за происходящее станут премьер Денис Шмыгаль, от имени которого документ попал в Раду, и министр обороны Рустем Умеров.
Коммерсантъ. 26.12.2023