ЕАЭС и ОТГ в Центральной Азии: сотрудничество или конкуренция?
Проект по сближению тюркских государств развивается со времен распада СССР и уже приобрел институциональный облик. Долгое время гуманитарное направление было основным направлением сотрудничества. Сейчас стороны задумываются о совместных экономических проектах. Об этом читайте в статье Владимира Живалова, Екатерины Чимирис и Тимура Алиева. Подробнее — на Ia-centr.ru.
Проект интеграции тюркоязычных государств прошел путь от неформального объединения в 1990-х до создания полноценной организации в 2021 году. Становление объединения условно делят на три этапа:
• 1990-е — первый саммит президентов шести стран — Турции, Азербайджана и пяти государств Центральной Азии;
• 2009 год — юридическое оформление организации, названной Советом сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ);
• 2021 год — создание Организации тюркских государств (ОТГ) в Стамбуле с принятием концепции «Видение тюркского мира — 2040».
Особенностью ОТГ является объединение на этнической основе. В связи с этим наиболее успешным направлением сотрудничества является гуманитарная сфера — культура, образование.
Для развития экономического сотрудничества в рамках организации уже созданы несколько институтов. Например, Тюркская торгово-промышленная палата или созданные в рамках ОТГ Банк развития и Тюркский инвестиционный фонд.
Для наращивания объемов торговли страны ОТГ подписали соглашение по упрощению таможенных процедур.
Страны региона и Турция заинтересованы в расширении транспортных связей между Европой и Азией, а также общей диверсификации инфраструктуры всего транспортного сообщения. Так, члены организации поддержали строительство железных дорог Узбекистан — Киргизия — Китай и Термиз — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар (на данный момент эта поддержка скорее моральная, денег для финансирования логистических проектов в Центральной Азии у Турции нет. — Прим. Ia-centr.ru).
ОТГ и ЕАЭС: сотрудничество и соотношение сил
Динамика развития ОТГ во многом зависит от состояния экономики Турции (именно она должна выступать в качестве главного спонсора объединения, но в силу определенных причин пока таковым не является. — Прим. Ia-centr.ru).
Уровень инвестиционного присутствия Турции в странах Центральной Азии по-прежнему незначителен.
По состоянию на 1 апреля 2023 г. объем накопленных турецких инвестиций в Казахстане достигал 1,74 млрд долл., что по отношению к суммарным инвестициям, накопленным в казахстанской экономике, составляло всего 0,7 %.
Товарная структура внешней торговли с 2015 по 2022 год не претерпела существенных изменений. Основу экспорта ЕАЭС в страны ОТГ составляют: продукция топливно-энергетического профиля, металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного). В импорте ЕАЭС из стран ОТГ преобладают аграрная продукция, текстиль, текстильные изделия и обувь, а также продукция химической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства.
При нынешней динамике торгово-экономических отношений ОТГ способна противопоставить свою экономическую заинтересованность внешнеэкономическим интересам ЕАЭС. Однако ОТГ вряд ли выдержит подобную конкуренцию — экономические связи стран ЕАЭС, таких как Казахстан и Киргизия, во многом гораздо глубже налажены с Россией, чем с остальными странами ОТГ.
При этом не исключен вариант нахождения точек соприкосновения ОТГ и ЕАЭС в сфере экономики. Важно найти определенный баланс интересов между ОТГ и ЕАЭС в системе организации таможенного регулирования и внешнеэкономической деятельности в целом.
Полную версию статьи «Организация тюркских государств: перспективы развития и риски для Евразийского экономического союза» читайте в журнале «Современная мировая экономика».
ИАЦ МГУ. 01.12.2023