На Южном Кавказе стало меньше России и больше ЕС

Артур Аваков


Грузия стала на один шаг ближе к Брюсселю и дальше от Москвы. Этого не скрывают даже в правящей «Грузинской мечте», которую оппоненты называют «российским агентом». Хотя, когда глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен рекомендовала Европейскому совету предоставить Грузии статус кандидата в члены ЕС, из ее слов не было до конца ясно, чьей заслуги в этом больше: правительства, увеличившего «темпы реформ», или стремления «подавляющего большинства» грузин присоединиться к Евросоюзу.

Как сказано в заключении Еврокомиссии, в последние месяцы Тбилиси укрепил взаимодействие с Евросоюзом, однако ему еще предстоит усилить борьбу с олигархами и коррупцией. Кроме того, в Грузии сформировались активное гражданское общество, правовая база и политические институты, обеспечивающие определенный уровень готовности страны к дальнейшим демократическим реформам, но в то же время напряженность между правительством и оппозицией тормозит этот процесс. Примечательно, что выводы Еврокомиссии полностью подтвердились, когда грузинские власти и их противники – как внутри, так и за пределами страны – начали поздравлять своих сторонников с решением евробюрократов.

«Вступление Грузии в Евросоюз спас грузинский народ. Нынешняя власть несет ответственность за то, что Грузия, которая когда-то была лидером в этом процессе, сегодня не вместе с Украиной и Молдовой. Это самое большое преступление этого правительство против собственного народа», – заявила депутат Европарламента Раса Юкнявичяне из Литвы.

«Процесс вступления Грузии в ЕС начался в 2009 году с предварительных переговоров, которые привели к соглашению о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, – сказала ее коллега из Польши Анна Фотига. – Это было бы невозможно без фундаментальных реформ, которые Грузия провела после революции роз во время президентства Михаила Саакашвили».

«Вместе с грузинским народом я рада и приветствую положительную рекомендацию Еврокомиссии», – поспешила заявить президент Грузии Саломе Зурабишвили. «Я буду продолжать играть свою роль проевропейского лидера больше, чем когда-либо, чтобы продолжать реформы, которые все еще необходимы», – отметила она. В октябре грузинский президент едва не лишилась должности из-за несанкционированных правительством поездок в Европу. Теперь «Грузинская мечта» называет ее «предательницей» и периодически угрожает уголовным преследованием, если она продолжит нарушать Конституцию.

Параллельно с этим учредитель ведущего оппозиционного телеканала страны «Мтавари Архи» Ника Гварамия сообщил, что решение Евокомиссии – это заслуга грузинского народа, а не руководства республики. При этом, по его словам, правительство может в любой момент сделать так, что через месяц у Евросовета не будет никакого желания наделять Грузию статусом кандидата. В связи с этим Гварамия призвал гражданское общество напрячь все силы для того, чтобы до конца года нейтрализовать «Грузинскую мечту».

В свою очередь, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили сказал, что правящая партия добилась положительного решения Еврокомиссии благодаря 11 годам кропотливой работы. По его словам, это было время мира и европеизации республики. При этом, если бы 11 лет назад «Грузинская мечта» не пришла к власти, «исторического перелома» не случилось бы, уверен Гарибашвили.

«Несмотря на многочисленные препятствия, сопротивление, диверсии и провокации, скоординированные действия внутренних и внешних врагов, мы победили, наша страна сегодня победила», – отметил премьер-министр. Также он подчеркнул, что конечная цель его команды – полная интеграция Грузии в Евросоюз.

Председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе сказал, что его страна 20 месяцев ждала заветный статус и за это время пережила множество трудностей, включая попытку госпереворота. «Я уверен, что окончательное решение Европейского совета от 15 декабря будет способствовать дерадикализации политических процессов в Грузии», – заявил политик. Спикер грузинского парламента Шалва Папуашвили на радостях даже обвинил Россию в «оккупации» Абхазии и Южной Осетии. «Самоотверженная борьба грузинского народа за свободу не была напрасной, – объявил Папуашвили, – Решение Европейской комиссии является решительным ответом на оккупацию Грузии».

Как рассказал «НГ» заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов, «Грузинская мечта» унаследовала внешнюю политику страны от Михаила Саакашвили. В том числе это при нем грузинские власти стали ставить рядом со своим флагом флаг Евросоюза. Единственное, что изменилось с тех пор, – Тбилиси нормализовал торговые отношения с Москвой. «Отсутствие визового режима и прямое авиасообщение – это максимум того, чего можно было добиться в существующих условиях, – заявил Муханов. – При этом политический трек полностью заморожен, но это всех устраивает». В связи с этим эксперт ожидает, что евроинтеграция Грузии не вызовет раздражения Москвы, а грузинские власти не пойдут по пути эскалации конфликта. С точки зрения Муханова, на Южном Кавказе переплелось много различных интересов, от ухудшения отношений с кем-то одним могут пострадать связи с остальными игроками.

«Решение Еврокомиссии – это не только внешнеполитическая, но и внутриполитическая удача для руководства Грузии», – сказал заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Новиков. «Благодаря статусу кандидата в ЕС «Грузинская мечта» выбьет козырь из рук оппозиции и сможет укрепить свои позиции перед парламентскими выборами 2024 года», – заметил эксперт. Что касается отношений с Россией, то Новиков предлагает сначала выяснить, чем Грузия собирается заниматься внутри ЕС. Если она будет блокироваться с Венгрией и с другими странами, выступающими за нейтралитет в российско-украинском конфликте, то для Москвы в этом нет ничего плохого.

Независимая газета. 09.11.2023

Читайте также: