"Грузинская мечта" передумала выполнять условие Еврокомиссии

Артур Аваков


Власти Грузии отказались менять избирательное законодательство страны, чтобы оппозиции было проще избраться в парламент. Противники правящей «Грузинской мечты» назвали ее врагом демократии и обвинили в трусости. Они полагают, что на следующих парламентских выборах в 2024 году у них может быть реальный шанс сформировать правящую коалицию.

В июле 2022 года председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе заявил, что после того, как его партия получит статус кандидата в члены Евросоюза, парламент понизит избирательный барьер с 5 до 2%. «Мы приняли следующее решение: в декабре, не позднее, чем через месяц после того, как ЕС предоставит Грузии статус кандидата, парламент во всех трех чтениях примет конституционный закон, согласно которому парламентские выборы 2024 года и последующие пройдут по полностью пропорциональной системе и избирательному барьеру в 2%», – обещал Кобахидзе.

Судя по всему, грузинские власти передумали. По словам генсека «Грузинской мечты» Кахи Каладзе, оговорка Еврокомиссии о том, что парламентские выборы 2024-го должны пройти в демократической среде, будет выполнена, но барьер останется на прежнем уровне. По его словам, если оппозиция не может преодолеть порог в 5%, у нее нет права выдвигать претензии к властям. Кроме того, первый замглавы парламентского комитета по региональной политике и самоуправлению Ираклий Заркуа сравнил оппозиционеров с повстанцами, которые хотят пройти в Законодательное собрание, чтобы посеять там хаос и беспорядок. «Эти люди использовали коктейли Молотова, чтобы поджечь собственную страну, теперь они хотят пройти в парламент, чтобы забросать коктейлями зал заседаний. Этот вопрос закрыт, дальнейшего обсуждения не будет», – подтвердила другая представительница правящей партии Алуда Гудушаури.

В свою очередь, член «Единого национального движения» (ЕНД) Давид Хаджишвили сказал, что чем больше партий будет в парламенте, тем лучше для избирателей, так как у каждого появится возможность получить своего представителя во власти. При этом он назвал логичным решение «Грузинской мечты» сохранить пятипроцентный избирательный порог, потому что она «выступает против всего демократического и европейского».

Между тем дискуссия об избирательном барьере началась после того, как оппозиционный телеканал Formula опубликовал результаты опроса, проведенного компанией Edison Research. По данным социологов, если бы парламентские выборы прошли в минувшие выходные, правящую партию поддержали бы только 37% избирателей. На втором месте был бы блок ЕНД (Единое национальное движение) и «Стратегии Агмашенебели», ассоциирующийся с экс-президентом Михаилом Саакашвили,– 21%. Кроме того, заветный барьер преодолели бы «За Грузию» бывшего премьера Георгия Гахарии (9%) и оппозиционная партия «Лело» (5%). При этом за пределами избирательного порога оказались девять партий, из которых семь – противники правительства, набравшие в общей сложности 23%. Также 60% респондентов заявили, что страна развивается в неправильном направлении, а 68% хотели бы видеть во главе государства новую политическую силу. Участвовать в выборах собираются 80% опрошенных.

В Edison Research подчеркнули, что всего в опросе приняли участие 1500 человек, а погрешность исследования составила 3%. В работе был использован метод аллокации, то есть распределения голосов респондентов, отказавшихся прямо называть партию-фаворита на основании анализа их ответов на дополнительные вопросы. Тем не менее не обошлось без конфуза: суммарный рейтинг партий первоначально составил 102%, а после корректировки – 101%. Причем обрезанию подвергли симпатизирующий правящей партии «Альянс патриотов», чью популярность уменьшили с 3% до 2%.

«Грузинская мечта» воспользовалась неточностью, чтобы заявить о фальсификации опроса. В ЕНД напротив сказали, что верят выводам социологов. Руководитель Центра исследований безопасности и международных отношений, расположенного в Тбилиси, Ника Читадзе тоже считает, что исследованию Edison Research можно доверять. «На самом деле правительство тоже так думает, поэтому не хочет понижать барьер, чтобы не усложнять себе задачу на парламентских выборах», – подчеркнул эксперт. Вместе с тем он отметил, что оппозиция очень неоднородна. Например, с ЕНД и «Стратегией Агмашенебели» никто не хочет объединяться, а «За Грузию» сама заявляет, что не будет создавать предвыборные союзы. С другой стороны, Читадзе не исключает, что маленькие партии объединятся друг с другом, чтобы совместными усилиями пройти в парламент.

Однако эксперт Финансовой академии при правительстве России Шота Апхаидзе уверен, что рейтинг ЕНД в лучшем случае составляет 14%, а другие оппозиционные силы пользуются поддержкой менее 3% избирателей. «В прошлом году заговорили о снижении избирательного барьера, потому что хотели угодить Еврокомиссии, требовавшей справиться с политической поляризацией общества, – заявил эксперт «НГ». – Но сейчас очевидно, что многие деструктивные силы пользуются поддержкой Запада, но не доверием граждан Грузии. Естественно их не хотят пускать в парламент, чтобы не дестабилизировать ситуацию в стране». При этом Апхаидзе считает, что пятипроцентный барьер не станет поводом для отказа Тбилиси в кандидатском статусе, так как у грузинских властей достаточно значимых для ЕС достижений.

«Если отталкиваться от текущей ситуации, то у «Грузинской мечты» самые высокие шансы на победу. Может быть, на парламентских выборах не будет ошеломительного успеха, но партия все равно получит большинство. Значительную роль в этом сыграет слабость оппозиции. Даже у ЕНД недостаточно сил, чтобы вступить в полноценную конкуренцию, а у других политических сил дела обстоят еще хуже», – отметил заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов.

По его мнению, нынешняя дискуссия прежде всего призвана привлечь внимание к противникам правительства. Муханов считает, что большинство из них не могут похвастаться поддержкой даже 2% избирателей, но они очень хотят зацепиться за парламент, чтобы получить государственное финансирование. «Ни к каким грузинским соцопросам нет доверия. Они заказываются определенными политическими силами, и очень часто их результаты ангажированы. Обычно их используют для раскачивания ситуации и возбуждения сторонников, – отметил кавказовед, – Чтобы понять примерный расклад сил в стране, можно ориентироваться на итоги выборов, результаты которых никто ни разу всерьез не опроверг».

Независимая газета. 14.11.2023

Читайте также: