Законы бытия и ответственность политики
Выступление в Университете Эмори, Атланта 11 мая 1992 года.
Прежде всего хочу выразить свою признательность Совету Университета Эмори за присвоение мне почетной ученой степени. Получить такое признание от одного из крупнейших университетов Америки – большая честь. Я также искренне рад встрече с гражданами Атланты, рад тому, что благодаря любезному приглашению господина Лейни и президента Картера могу принять участие в этом выпускном акте и выступить перед вами.
Вы приобщились к сокровищнице знаний. Многие поколения исследователей, ученых, практиков пополняли ее. Настоящие знания не имеют национальной принадлежности, не замкнуты в государственных границах. Возможно, вам придется работать не только в Америке, но и за ее пределами. Вы приумножите знания там, передадите их другим. Ими воспользуются люди в разных уголках Земли, тем самым умножится общее интеллектуальное богатство человечества. В этом контексте, обращаясь к вам, выпускникам знаменитого Университета, которым предстоит работать и в XXI веке, хочу напомнить: знание может быть употреблено как во благо, так и во зло. Не менее значимы в наше время нравственные ценности. Они столь же универсальны, как и знание.
Никогда еще направленность образования, его этическая сторона не имели такого значения, как сейчас, перед лицом глобальных вызовов, с которыми человечество сталкивается на пороге нового столетия.
Древние говорили: «Primum vivere, deinde philosophari» («сначала жить, а уж затем философствовать»). Наступающая эпоха побуждает перевернуть эту максиму. «Сначала философствовать», – так, мне кажется, следовало бы сказать сегодня.
Не все, конечно, могут и должны быть философами. Но задуматься над будущим, размышлять о предназначении человека в этом мире обязан каждый сознательный человек. Положение человека изменилось. Совокупные результаты деятельности людей вызывают глобальные процессы, которые угрожают существованию цивилизации, самой жизни на Земле. Человек может стать, уже становится заложником своего собственного технического могущества, неконтролируемых последствий своих действий.
Осознается ли в полной мере серьезность угрозы?
Предостережения звучат давно и все более настойчиво. Увы, мы склонны привыкать к предостережениям и плохим вестям и не воспринимаем их слишком серьезно, когда речь идет о более или менее отдаленном будущем. Большинство людей живет – и это естественно – повседневными заботами, сегодняшним и завтрашним днем и не склонно слишком далеко заглядывать в будущее. Мы предоставляем это фантастам, которые помогают нам отвлечься от мыслей о повседневном.
Широко распространено фаталистическое отношение к будущему. Многие считают, что оно непредсказуемо, что люди как таковые бессильны что-либо изменить в неумолимом ходе событий или существенно повлиять на него. При этом ссылаются на историю. Но для новой современной эпохи аргументы «от прошлого» едва ли правомерны. Мир изменился и продолжает меняться с поразительной быстротой.
Технический прогресс сжимает пространство и ускоряет бег времени. Если позволить негативным процессам развиваться по экспоненте, неизбежна катастрофа. Значит, необходимо иное, чем прежде, отношение к будущему.
К счастью, нынешнему поколению лидеров великих держав достало мудрости преодолеть логику фатализма. В результате удалось предотвратить сползание к ядерной катастрофе, прекратить «холодную войну», остановить гонку вооружений. Но до стабильности в мире еще далеко. Мы ушли от большой войны, но, кажется, погружаемся в хаос конфликтов иного рода. Непосредственные причины конфликтов могут быть разными, по крайней мере внешне, но везде они приносят разгул экстремизма и сепаратизм, яростные вооруженные схватки и террор, гибель людей и потоки беженцев.
Эта беда поразила и мою страну. Будучи Президентом СССР, я предостерегал против бездумного, эмоционального увлечения суверенизацией. В условиях столь высокой степени взаимозависимости стран и народов абсолютизация суверенности оборачивается трагедиями. Трудно не согласиться с теми, кто назвал культ суверенности поклонением идолу, требующему человеческих жертв.
Особенно опасно, если это происходит в условиях, когда мировое сообщество сталкивается со смертельными угрозами глобального масштаба. Что же происходит с нами? Способны ли люди подняться выше своих частных, групповых, местных интересов? Ведь от этого зависят сегодня судьбы человечества!
Впрочем, парадокс ли тут? Не сигнализируют ли вспышки конфликтов о неблагополучии общемировой ситуации? Похоже, дело обстоит именно так, ибо речь идет о прорыве на социально-политическую поверхность глобальных проблем: ухудшении экологической обстановки, скученности населения в больших городах, напряженности с энергоресурсами, нехватки продовольствия, пресной воды, недоедании и голоде, росте преступности, насилия. А эти «местные» протуберанцы, вместе взятые, ухудшают общую ситуацию, подрывают международную стабильность.
Один вывод следует отсюда со всей определенностью: корни кризиса цивилизации в самом человеке, в отставании его интеллектуального и нравственного развития от меняющихся условий существования, в трудностях психологической адаптации к нарастающим темпам изменений.
На протяжении веков культурная эволюция формировала эгоистическую мораль. Личный интерес, личная инициатива и предприимчивость стали мощной движущей силой материального прогресса. Но на почве здорового эгоизма развивались и такие качества, как алчность, жестокосердие, потребительское отношение к природе. Не в этом ли одна из главных причин современного духовного кризиса, таких его проявлений, как утрата ценностных ориентиров, ослабление семьи, веры, вседозволенность и распущенность, насилие и жестокость?
Чтобы изменить опасные тенденции, мы должны сами во многом измениться: осознать свою уникальную роль и ответственность в этом мире; проникнуться сознанием, оценивающим любые поступки, действия, помыслы с точки зрения их глобальных последствий; усвоить этику общей ответственности и самоограничения, этику солидарности и сотрудничества во имя выживания и общего прогресса.
Речь не идет об идеологии. Мы говорим о человеческом в Человеке, об отношении людей друг к другу и к Природе, о том, чтобы поставить под сознательный контроль те стихийные процессы, которые угрожают существованию человечества.
Тут, однако, слышны предостерегающие голоса: «Не надо вмешиваться в естественный порядок вещей. Предоставьте все «невидимой руке» – эволюционному механизму самоорганизации, и все устроится к лучшему».
Отказаться от стремления к разумному регулированию объективных процессов? Это было бы роковой ошибкой.
Мировое сообщество не может пренебречь такой задачей лишь потому, что разумом нередко злоупотребляли. Мы не должны попасть в ловушку ложной дилеммы: либо стихийность, либо «тотальный рационализм». Стихийное развитие инерционно, оно воспроизводит отдаленные негативные последствия повседневной деятельности человека в расширенном масштабе.
Необходимы согласованные решения, которые корректировали бы эти последствия, и их нельзя откладывать. Отпущенное для этого время истекает. А вероятная цена запозданий возрастает с каждым десятилетием, с каждым годом.
Многие процессы – такие как загрязнение окружающей среды, парниковый эффект, разрушение озонового слоя атмосферы – могут стать, и отчасти уже становятся, необратимыми.
К сожалению, люди моего поколения с большим опозданием стали задумываться над всем этим. Наши силы поглощали собственно политические проблемы, унаследованные от прошлого. В международной политике ХХ века преобладало иррациональное начало. Упущено много времени.
Но откуда же явится глобальное сознание? Откуда придет этика общего блага? Как и многие, я связываю надежды с молодым поколением образованных людей. Вы свободнее от стереотипов, восприимчивей к новому! Из вашей среды должны выйти политики XXI века!
Думаю, это будут лидеры нового типа, широко и непредвзято мыслящие, лидеры, ориентированные не на ближайшие выборы, но на долгосрочные цели человечества, на его общие интересы.
Приветствую среди вас будущих президентов и сенаторов!
На карту поставлено будущее. Вам, вашим детям и внукам жить в XXI столетии. Это ваш век, и от вас во многом зависит, каким он станет. Вам принимать решения, которые определят условия бытия в грядущем столетии!
Вы вступаете в профессиональную, деловую, политическую жизнь на переломе эпох. Конфронтационная атмосфера «холодной войны» исключала солидарные действия народов и государств во имя общих целей. Перед вами открываются совершенно новые, небывалые возможности. Но при одном условии: если не допустить нового рокового раскола мира – экономического, расового, религиозного, идеологического. Этого нельзя допустить! Этого не должно допустить ваше поколение!
Да, мы все разные в этом мире. Исторический процесс породил огромное многообразие национальных и этнических особенностей, культурных традиций, психических складов, обычаев и верований. История каждого народа, каждой нации невоспроизводима никакой другой. Каждая получила от Бога разные природные и климатические условия, неодинаковое географическое положение, различную степень обеспеченности ресурсами.
Но все мы живем на одной Земле. Это наш общий дом. И всем вместе надо думать о том, как его сохранить. Ведь пока мы ссоримся и конфликтуем, все новые трещины образуются в его стенах, а может быть, и фундаменте.
Есть у Федерико Феллини такой фильм – «Репетиция оркестра». Это фильм-предостережение. Вспомним: репетирует оркестр, в нем каждый музыкант – виртуоз. Но происходит нечто странное: музыканты начинают ссориться между собой, перестают слушаться дирижера, и постепенно оркестр распадается. Вдруг раздаются грозные глухие удары, по стенам зала змеятся трещины, и вот уже падают обломки, грозя гибелью... И только тогда потрясенные музыканты вновь берут в руки свои инструменты.
Дирижер возвращается к пульту, оркестр начинает играть – сначала неуверенно, потом все более слаженно и стройно. Но как-то тревожно, настораживающе звучит музыка. Какая-то опасность таится рядом... Какая?
Нельзя ждать, пока станут рушиться стены! У нас как мирового сообщества нет дирижера. Но есть общие интересы и цели. Есть международное право, есть демократические процедуры и общечеловеческие моральные ценности, есть, наконец, Организация Объединенных Наций.
Приверженность демократии – необходимое условие мирного международного порядка. Демократия – не только политический принцип, но и нравственная норма. По словам Папы Иоанна Павла II, «демократия без ценностей легко превращается в открытый или замаскированный тоталитаризм».
Свобода совести, уважение каждого человека, терпимость, сострадание, умение поставить себя на место другого, предпочтение тому, что объединяет, а не разъединяет, готовность к компромиссам – вот что особенно нужно для вхождения в новую эпоху.
Перед наступлением второго тысячелетия от рождества Христова многие люди в Европе были охвачены тяжелыми предчувствиями, ожиданием Страшного суда, конца света. Слава Богу, подобные видения не характерны для нашего просвещенного времени. И все же приближение нового века и нового тысячелетия будоражит наш разум, тревожит сердца. Будущее бросает нам вызов. Но человек способен найти достойный ответ на него. Он найдет ответ, если осознает единство мира, общность судеб человечества, личную ответственность каждого за сохранение жизни на Земле.
Образованию, в особенности университетскому, принадлежит особая роль. Она должна возрасти. Нужно готовить новое поколение к восприятию резко усложнившегося мира, развивать опережающее обучение. Образование должно быть и школой мысли. А мыслить – значит, постоянно искать, заглядывать вперед, уметь предвидеть, направлять свое сознание на главное в жизни.
Я желаю выпускникам Университета Эмори счастья, успехов в жизни, в профессиональной деятельности! Пусть ваши знания, ваш энтузиазм послужат благородному делу совершенствования человека в духе тех высоких интеллектуальных и нравственных качеств, с утверждением которых связаны наши общие надежды на лучшее будущее!
Михаил Сергеевич Горбачев, генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и последний президент СССР (г. Москва).