Вашингтон показывает "Клубу белой подковы" кнут и пряник

Андрей Серенко, политолог


Соединенные Штаты возвращаются в Центральную Азию, где они хотели бы закрепиться в качестве принципиальной альтернативы российскому и китайскому влиянию. Драматургия и итоги первой в истории встречи президентов центральноазиатских республик с президентом США, состоявшейся 19 сентября с.г. в Нью-Йорке на полях Генассамблеи ООН, свидетельствуют о том, что Вашингтон всерьез намерен предложить региону новую стратегию. Не исключено, что в первой половине 2024 года может состояться первый визит президента Соединенных Штатов в Казахстан и другие республики Центральной Азии.

Центральная Азия в последнее время привлекает многих. Приглашение президентов центральноазиатских государств на встречу с Джозефом Байденом (которое, кстати, все лидеры региона дружно приняли, несмотря на очевидные неудовольствия Москвы и Пекина) завершило эпоху «внешнего наблюдения» Вашингтона за «сердцем Евразии». Теперь Америка переходит из статуса наблюдателя в режим активного участника «большой игры» в Центральной Азии. Такие выводы можно сделать как из анализа открытых источников, посвященных описанию нью-йоркской встречи 19 сентября, так и из инсайдерских оценок, с которыми «НГ» удалось познакомиться.

Пожалуй, самый важный итог первого заседания «Клуба белой подковы» (так по форме переговорного стола и цвету его скатерти назвал встречу президента Байдена с лидерами центральноазиатских республик один из региональных экспертов) – сигнал об активном возвращении США в регион Центральной Азии. Причем, по словам источников «НГ», знакомых с ситуацией, речь идет о «максимально жестком возвращении». Если до сих пор Вашингтон не возражал против многополярности во внешнеполитических ориентирах правящих в регионе элит, соглашаясь быть наряду с Россией и Китаем одним из стратегических партнеров центральноазиатских государств, то теперь центральноазиатским лидерам было фактически в ультимативной форме предложено сделать принципиальный выбор – с кем они остаются: с Вашингтоном, Москвой или Пекином. «В официальной декларации по итогам саммита такой ультимативный подход не зафиксирован, но в ходе общения центральноазиатских переговорщиков с американскими представителями он прозвучал совершенно недвусмысленно», – отметил один из источников «НГ».

США не только намерены вернуться в Центральную Азию после двухлетней паузы, связанной с выводом сил западной коалиции из Афганистана и острой фазой украинского кризиса, но и хотят это сделать максимально энергично, сформировав в регионе если не открытый проамериканский блок, то «клуб надежных друзей Америки».

В рамках этой новой стратегии Соединенные Штаты готовы предложить лидерам ЦА как убедительный кнут (жесткие санкции за отказ в полной мере соблюдать санкционный режим против России), так и разного рода приятные пряники – от инвестиций в местную экономику и поддержку инфраструктурных проектов до «персональной дипломатии». Следует также обратить внимание на то, что по итогам нью-йоркского саммита 19 сентября американская сторона уже не педалировала ранее популярную в Вашингтоне тему демократических свобод и защиты прав человека в центральноазиатских государствах. Это не значит, что свобод, прав и демократии там стало больше – просто США не собираются тратить время на пустую болтовню, раздражающую традиционные элиты. Во всяком случае, до тех пор, пока они будут придерживаться правильного стратегического выбора в соответствии с ультимативными установками Вашингтона. «В этом смысле американцы становятся похожими на русских и китайцев, которые никогда не досаждали правящим в Центральной Азии группам праздными разговорами на правозащитные темы, – комментируют ситуацию региональные наблюдатели. – Американцы прагматично расширяют арсенал своих возможностей в регионе, переформатируя его через выгодную для себя поляризацию».

Новая игра США в Центральной Азии, очевидно, будет подкреплена и активностью американцев в Афганистане. Уже несколько дней эмиссары из Вашингтона проводят небезуспешные политические консультации в Стамбуле, куда съехались лидеры ведущих афганских политических групп и организаций, оказавшиеся в вынужденной эмиграции. Одновременно представители США при посредничестве Катара поддерживают постоянный контакт с лидерами умеренных фракций в афганском «Талибане» (террористическая организация, запрещена в РФ). Как сообщают источники «НГ», погруженные в ситуацию, Соединенные Штаты предметно работают над реализацией проекта инклюзивного правительства, аккуратно, но настойчиво сближая представителей умеренных талибов с перспективными, на взгляд Вашингтона, афганскими политиками второго поколения, на которых нет клейма предательства за крах республиканского режима в Афганистане.

Кстати, в ходе саммита 19 сентября в Нью-Йорке, по информации «НГ», американские представители довольно активно обсуждали афганскую проблематику с некоторыми центральноазиатскими коллегами. Можно не сомневаться, что по мере продвижения в Центрально-Азиатский регион США будут еще более творчески увязывать уникальную проблематику с сюжетами афганского урегулирования и дальнейшей социально-политической трансформации Афганистана.

Драматургия начавшегося процесса возвращения Соединенных Штатов в Центральную Азию, очевидно, потребует закрепления первых шагов и успехов не только через практические проекты «на земле». Региональные наблюдатели полагают, что потребуется как минимум еще один важный политический жест, призванный символически «пометить территорию» интересов Вашингтона. Поэтому весьма вероятен в первой половине 2024 года визит президента США в Центральную Азию. Если, конечно, позволит ситуация с безопасностью, начнется он с Казахстана, который имеет особое значение для всей центральноазиатской геополитической архитектуры. Не случайно на первом заседании «Клуба белой подковы» в Нью-Йорке именно президент Касым-Жомарт Токаев всегда оказывался по правую руку от Джозефа Байдена.

Кстати, как заметили некоторые региональные СМИ, после завершения встречи 19 сентября в Нью-Йорке итоговое сообщение пресс-службы казахстанского президента оказалось самым немногословным и к тому же без прямых цитат президента Токаева. Этим оно резко отличалось от комментариев пресс-служб остальных центральноазиатских лидеров, не скрывавших своих позитивных эмоций после беседы с президентом Байденом. Очевидно, это не случайно: Токаев – весьма искушенный дипломат, который прекрасно понимает, что сейчас не следует давать воли языку и эмоциям. Слишком многое поставлено на кон в этой новой большой центральноазиатской игре, которая станет особенно острой в ближайшие несколько лет.

Независимая газета. 28.09.2023

Читайте также: