Утопленник на глубине: к чему приведет новая ссора Украины и Польши

Богдан Львовский


В середине сентября резко охладели отношения Украины и Польши. Киев попробовал надавить на своего соседа в вопросе экспорта зерна. Варшава отреагировала максимально жестко — пообещала отменить льготы для украинских беженцев и заблокировать поставки оружия. Президент Польши Анджей Дуда назвал Незалежную утопленником, который тянет своего спасателя на дно. «Известия» разбирались в возможных последствиях конфликта.

С чего все началось

Конфликт разразился из-за экспорта зерна. 15 сентября Еврокомиссия разрешила перевозить украинскую сельхозпродукцию по территории соседних европейских стран, отменила действовавший до этого запрет. Польша, однако, ввела собственное бессрочное эмбарго. Премьер-министр страны Матеуш Моравецкий подчеркнул, что Варшава будет защищать польскую экономику.

Киевские власти попробовали надавить на союзника. Сначала обратились с жалобой во Всемирную торговую организацию (ВТО). «Основная цель для нас — доказать, что Польша не имеет права вводить подобные ограничения», — объяснил замминистра экономики Украины Тарас Качка. Далее пообещали запретить импорт ряда польских товаров, в том числе лука, помидоров, капусты и яблок. Кроме того, президент Владимир Зеленский пригрозил обратиться в международные арбитражные суды. «Если надо будет бороться на площадках международных организаций, будем бороться и там», — пообещал он.

В Варшаве разозлились и пригрозили заблокировать гипотетическое вступление Украины в Евросоюз. Министр сельского хозяйства Роберт Телюс отметил, что Польше при вступлении в объединение пришлось выполнить целый ряд жестких условий, теперь у нее есть право требовать того же для Украины. «Если мы сегодня не создадим инструменты [для контроля за экспортом зерна], Польша точно не согласится на присоединение Украины к ЕС», — подчеркнул чиновник.

Что было дальше

Ожидалось, что президенты двух стран уладят разногласия при личной встрече в Нью-Йорке, куда оба приехали на Генассамблею ООН. Конфликт, однако, только усугубился. Владимир Зеленский в ходе своего выступления на общеполитических дебатах заявил, что некоторые страны Европы «подрывают солидарность и устраивают политический театр, делая из зерна триллер». По его словам, эти страны играют не свою роль, а готовят почву для «московского актера».

В Варшаве отреагировали очень резко. Премьер-министр Моравецкий заявил, что слова Зеленского были сказаны не к месту. «Я предупреждаю украинские власти: если они будут обострять конфликт, то мы запретим ввозить в Польшу еще больше продуктов», — пригрозил он. МИД Польши также вызвал для объяснений украинского посла.

В свою очередь, президент Польши Анджей Дуда сообщил, что личная встреча с Зеленским «выпала из повестки». По его словам, Украина похожа на утопленника, который тянет на дно своего спасателя. «Каждый, кто когда-либо принимал участие в спасении утопающего, знает, что он чрезвычайно опасен и может утащить на глубину. Он обладает невообразимой силой из-за страха и воздействия адреналина. Говорят, утопающий хватается за соломинку, а на самом деле он хватается за все, за что может. Это напоминает ситуацию между Польшей и Украиной», — отметил он.

Далее польские власти сообщили, что вся политика Варшавы по отношению к Украине может измениться. Министр по делам ЕС Шимон Шинковский заявил, что многие поляки выступают за отмену помощи Незалежной. «Действия Украины нас не впечатляют, но производят определенное впечатление на польское общественное мнение. И это вредит Украине», — сказал он. В свою очередь, депутат польского сейма Кшиштоф Босак якобы подсчитал траты Польши на своего соседа. По его словам, Киев задолжал Варшаве 101 млрд злотых ($23,5 млрд).

Представитель польского правительства Петр Мюллер сообщил, что Варшава в следующем году прекратит оказывать помощь украинским беженцам. В частности, переселенцам перестанут выплачивать семейные пособия, ограничат доступ к бесплатному школьному образованию и медицине, заставят оформлять разрешения на проживание и работу. Еще один представитель правительства, Анна Шмидт, заявила, что Польша уже потратила на выплаты беженцам 2,4 млрд злотых ($550 млн).

Премьер-министр Матеуш Моравецкий также сообщил, что Польша больше не будет поставлять Украине оружие. По его словам, Варшава сейчас закупает современное вооружение для своей собственной армии, чтобы та стала одной из самых сильных в Европе. Киеву передается техника и боеприпасы только по ранее согласованным контрактам. Моравецкий также предостерег Украину от продолжения конфликтной риторики. По его словам, сторонние провокаторы «рады, что между странами посеяно семя раздора».

В Киеве явно не ожидали такой жесткой реакции. Первоначальный резкий тон постепенно смягчился. 21 сентября министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Сольский позвонил своему польскому коллеге Роберту Телюсу. Украинский чиновник предложил провести встречу, чтобы уладить конфликтную ситуацию. Близкие к офису украинского президента источники сообщают, что Киев может также отозвать иск в ВТО.

Что говорят эксперты

Политолог Дмитрий Солонников связывает возникший конфликт с тем, что 15 октября в Польше пройдут парламентские выборы.

— Я бы не стал говорить о каком-то долгосрочном тренде. Просто польская правящая партия «Право и справедливость» (ПиС) стремится любой ценой победить на выборах. Поэтому говорит и делает то, что от нее ждет электорат, в том числе делает жесткие заявления, защищает польского производителя, выступает против давно раздражающих поляков украинских властей и беженцев, — говорит он.

Солонников добавляет, что после выборов ситуация изменится.

— Если ПиС победит, то отношения Польши и Украины постепенно вернутся на круги своя. Эта партия в своей политике ориентируется на США, поэтому Варшава будет помогать Киеву до тех пор, пока это делает Вашингтон. Если к власти придут конкуренты ПиС из «Гражданской платформы», то Польша будет больше ориентироваться на Брюссель и Берлин, на Евросоюз. Варшава все равно будет поддерживать киевский режим, но чуть менее активно и агрессивно, — считает собеседник.

Политолог Богдан Безпалько полагает, что отношения двух стран останутся напряженными и после октябрьских выборов.

— Между Киевом и Варшавой много объективных противоречий. Польша видит в Украине своего конкурента в борьбе за европейские рынки. На это накладываются вопросы исторической памяти. Одни и те же персонажи и события в Киеве считаются героическими, а в Варшаве — преступными. Например, Волынскую резню в Польше называют геноцидом, а на Украине — польско-украинскими столкновениями. По сути, две страны объединяет только враждебное отношение к России, — говорит он.

Известия. 23.09.2023

Читайте также: