Острые углы европейского треугольника
Марк Неймарк, д.и.н., профессор Дипломатической академии МИД России
Картина мира стремительно меняется. Беспрецедентная перебалансировка сил в геополитическом пространстве накладывает отпечаток практически на все сферы мирового развития. Кардинальные изменения в мире, кризисное развитие ситуации на Украине актуализируют по нарастающей комплекс проблем, связанных с перспективами «солидарной дипломатии» в Европе. В наши дни не раз доказано самой жизнью: ничто так не травмирует европейскую действительность, как болезненное столкновение с новой реальностью.
О том, что в политической геометрии интегрированной Европы отнюдь не в единичных случаях и параллельные линии могут пересекаться, наглядно свидетельствуют разнонаправленные процессы, происходящие в так называемом Веймарском треугольнике, название которого мало что говорит неспециализированной аудитории. Так исходно стали называть созданный в 1991 году Комитет поддержки франко-немецко-польского сотрудничества. Его приоритетной задачей было практическое содействие Польше в ее приобщении к интегрированной Европе и вхождении в НАТО.
С тех пор на фоне глубинных трансформаций в мире и Европе ситуация в этом трехстороннем формате изменилась с точностью до наоборот, или как однажды по другому поводу заявила с безапелляционной прямотой и уверенностью школьника-недоучки глава германской дипломатии Анналена Бербок, «на 360 градусов» (?!). Анализируя столь значимые метаморфозы в этом треугольнике, французская газета «Le Monde» зафиксировала: «У Германии было экономическое превосходство, у Франции – превосходство стратегическое. Война на Украине смешала все карты». И далее, конкретизируя: «Сегодня Берлин и Париж должны иметь в виду, что дальше в Европе их доминирующая роль больше не будет само собой разумеющейся»[1]. В том же ключе высказывается другая французская газета «Le Figaro»: «Германия и Франция развивают европейские проекты, которые не просто различны, но и антагонистичны». Не потому ли, констатируя ослабление позиций и отставание Франции, эта газета прогнозирует, что будущее Европы «будет строиться на основе немецкого видения», а «центр тяжести Евросоюза должен сместиться на восток континента»[2].
Когда интересы не стыкуются, союзники забывают о европейской солидарности. Принцип «своя рубашка ближе к телу», конкретизируемый в политике с предельной ясностью в формуле «каждый за себя», отчетливо проявился, в частности, в разногласиях между Францией и Германией в вопросе поставок электроэнергии, от обеспечения которого во многом зависит будущее всей европейской промышленности. Но обе стороны предпочитают, как отмечает западная пресса, «сжимать кулаки, нежели встать плечом к плечу»[3]: Париж делает ставку на атомную энергетику, а Берлин закрыл последние атомные энергоблоки в этом году.
В целом в «особые» отношения Франции и Германии вплелись диссонансы, совокупность которых создала определенную критическую массу в их взаимодействиях[4].
Что же конкретно скрывается за изощренными «играми престолов» в этом европейском треугольнике? Отметим главное – новую асимметрию интересов и потенциалов внутри него. Речь идет прежде всего о едва скрываемом, если не сказать совсем нескрываемом желании нынешнего руководства Польши добиться ее лидерства в Евросоюзе. Конечно же, Польша действует с учетом того, что Германия явно утрачивает привычный статус локомотива интегрированной Европы: согласно данным МВФ, констатирующего начало рецессии в ФРГ и особенность ее положения в «Группе семи» как единственной в ней страны с сокращающейся экономикой.
Более того, Польша стремится быть на острие евроатлантической политики. Она целенаправленно углубляет и расширяет трансатлантические связи, ее стратегическое сотрудничество с Вашингтоном вышло на новый уровень. В рамках противоборства с Россией польские лидеры стали рассматривать постсоветские страны как зону своих стратегических интересов.
В условиях обостренно кризисного развития обстановки на Украине проблематика геополитического передела и территориальной экспансии выходит на первый план в стратегической устремленности польских властей. Что чревато очевидными конфликтами с соседними странами и Европой в целом. Смелое стремление утвердиться в качестве геополитического центра, оттеснив прежде всего Германию, ослабить ее ведущую роль на континенте нашло красноречивое выражение, в частности в требованиях к союзному по ЕС и НАТО Берлину о выплате репараций по итогам Второй мировой войны. И, что в высшей степени примечательно, одновременно из Варшавы раздались отнюдь не робкие голоса с аналогичным требованием к России…
Совсем недавно Польша жестко требовала от Германии во многом завышенные суммы за ремонт и восстановление немецких танков, поврежденных во время военных действий на Украине. Скандальная ситуация была «разрулена» не сразу и не без трений между союзниками.
С явным прицелом на лидерство в Европе происходит беспрецедентная милитаризация Польши. Ее военный бюджет практически в два раза превосходит сегодня германский. Как сообщает Интерфакс, за последние восемь лет военные расходы Польши увеличились на 327%(!). Уже не удивляет возбужденно-восторженная риторика польских властей вокруг ускоренного создания самой мощной армии в Европе численностью 300 тыс. человек, оснащенной самой передовой в мире техникой. Только в 2023 году Польша подписала с Южной Кореей огромный военный контракт на почти 15 млрд долл. И это при ожидаемом росте дефицита бюджета. И более чем чувствительной зависимости Варшавы от субсидирования Евросоюзом, которое является важнейшей частью экономического развития страны.
Существенный диссонанс в отношения евросоюзников вносит никуда не исчезнувшая миграционная проблема. Об этом красноречиво говорит решение Германии вернуть в Польшу почти 3,4 тыс. нелегальных мигрантов, которые прибыли туда через ее территорию. Со своей стороны Польша (и Венгрия) устроили в ЕС «антимиграционный бунт», пытаясь заблокировать соглашение о помощи Италии и Греции, которые больше всех принимают мигрантов. Польский и венгерский премьер-министры потребовали, чтобы каждая страна-член ЕС была автономна в принятии решений о приеме мигрантов на своей территории. Их позиции идут вразрез с принципом солидарного решения в этом вопросе, т.е. установленной в ЕС разнарядки, предполагающей в случае ее нарушения выплаты 20 тыс. евро за каждого недопущенного в эти страны мигранта.
Сгладятся ли (и насколько) острые углы в Веймарском треугольнике, прояснятся ли сколько-нибудь заметно (и в каком направлении) перспективы амбициозных устремлений Польши занять лидирующие позиции в Европе – ответы на эти вопросы в значительной степени будут зависеть от назначенных на 15 октября 2023 года парламентских выборов в Польше.
Их геополитическую значимость подчеркивает издание Politico в статье, название которой говорит за себя: «Полякам предстоит решить, каким будет положение их страны в Европе». Комментируя предвыборную ситуацию в Польше в увязке с предстоящими в 2024 году всеобщими выборами в ЕС, издание фокусирует внимание на том, что Берлин не склонен и не заинтересован брать на себя функции европейского лидера, а возможности Эммануэля Макрона в этом плане сильно ограничены. И как вывод: если Польшу вновь возглавит политик такого калибра как бывший премьер-министр и бывший председатель Европейского совета Дональд Туск, то он «вполне может задавать повестку для Европы». В результате выборов в Польше, «либо она останется в центре ЕС и будет определять его решения, либо она окажется на его периферии и утратит свое важное влияние»[5].
При этом надо иметь в виду, что именно инициативная деструктивно-русофобская политика официальной Варшавы задает в обозначенном европейском треугольнике градус недоброжелательности и враждебности вокруг России. Это с неизбежностью оборачивается опасной дестабилизацией, как минимум, всего восточноевропейского региона.
____________________
[1]. Le Monde, 04.07.2023.
[2]. Le Figaro, 05.06.2023.
[3]. Entre Paris et Berlin, la dispute sur le nucléaire devient électrique // Courrier International, 30.08.2023.
[4]. Рубинский Ю.И., Синдеев А.А. Эволюция франко-германского тандема. Монография. М.: ИЕ РАН, 2023.
[5]. Rahman M. Poles face choice over their country’s standing in Europe // Politico. 28.08.2023. URL: https://www.politico.eu/article/poles-face-choice-over-their-countrys-standing-in-europe/ (дата обращения: 08.09.2023)
Международная жизнь. 14.09.2023