Азербайджан перебрасывает на границу с Арменией войска и боевую технику
Шаткий мир, установившийся между Ереваном и Баку осенью 2020 года, может рухнуть в считаные часы. В начале сентября ситуация на общих границах заметно обострилась: стороны сообщают о взаимных обстрелах, гибели солдат, а власти непризнанной Нагорно-Карабахской республики — о голодающем населении. Напрасными могут оказаться и посреднические усилия России, хотя стороны уже вплотную подошли к заключению мирного договора. Армения фактически прямо называет Москву ненадежным союзником, активизирует контакты с НАТО и высказывается за усиление роли Франции и США в переговорном процессе. Насколько неизбежна новая война в Закавказье, какими последствиями она может обернуться для России и кто способен ее предотвратить — в материале «Ленты.ру».
Отсрочить неизбежное
За последние три года напряжение между Арменией и Азербайджаном, которое стало следствием неурегулированных споров после окончания военных действий в 2020 году, периодически то нарастало, то спадало. Однако к осени 2023-го, которую обе страны встретили в состоянии глубокого дипломатического тупика, это напряжение, похоже, достигло опасно высокого уровня.
6 сентября сеть заполонили видеозаписи с огромными колоннами азербайджанской военной техники, движущимися в направлении границы с Арменией. Эти маневры совсем не похожи на плановые военные учения или сборы резервистов.
В составе подвижных групп были замечены не только грузовики и бронемашины, но также танки, артиллерия и даже батареи 300-миллиметровых реактивных систем залпового огня «Смерч». Предварительно на технику нанесли тактическую маркировку с символом ∀ (перевернутая А).
«Азербайджан уже несколько дней накапливает войска вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и армяно-азербайджанской границы. Антиармянские высказывания, разжигающие ненависть, стали более интенсивными в азербайджанской прессе и на пропагандистских платформах», — констатировал премьер-министр Армении Никол Пашинян.
По другую сторону границы не стали отрицать очевидного. Баку в очередной раз оказался недоволен пассивной позицией Еревана по поводу подписания мирного договора, по итогам которого территория непризнанной Нагорно-Карабахской республики должна перейти под контроль законного владельца.
Мирная повестка должна продолжаться, мы настроены решительно на завершение этого процесса. Завершиться должна также выработка окончательного текста соглашения, которое должно основываться исключительно на нормах международного права
Глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов в интервью венгерскому изданию Magyar Demokrata
Намеки на «принуждение к миру» звучали со стороны азербайджанских властей и ранее. И в большинстве случаев следовавшие за ними решения позволяли стране добиваться своего, несмотря на возражение международного сообщества.
С начала зимы 2022-2023 годов Нагорный Карабах остается отрезанным от большой армянской земли. Блокада Лачинского коридора — единственной трассы, связывающей столицу региона Степанакерт (по-азербайджански Ханкенди) с армянскими землями, — началась после серии «предупреждений» со стороны Баку о недопустимости затягивания мирных переговоров.
Сначала в регионе пропал газ, который был практически единственным источником тепла для тысяч мирных жителей. Затем Армения обвинила Азербайджан в блокировании доступа многочисленным фурам с гуманитарной помощью.
В городах региона возникли перебои со светом, водой и товарами первой необходимости. Остановились сотни предприятий, десятки тысяч людей потеряли работу, еще больше не могли вернуться в свои дома из Армении из-за блокады коридора. А к середине лета 2023 года в НКР и вовсе начался голод.
Здесь нет войны, но создан какой-то концлагерь для гражданских. Гражданское население не может быть заложником, тем более дети. А сейчас 120 тысяч заложников, из них 30 тысяч детей
Глава армянского фонда помощи Нагорному Карабаху «Вива» Татьяна Оганесян
Армения неоднократно призывала на помощь российских военных, ссылаясь на шестой пункт трехстороннего соглашения, согласно которому Лачинский коридор должен оставаться под контролем миротворческих сил. Однако Москва заняла сдержанную позицию и не стала принуждать Баку к снятию блокады.
Не помогли добиться результата ни обращения Армении в Совет Безопасности ООН, ни призывы к Франции и США повлиять на политику Азербайджана и Турции. Западные страны, хотя и осудили блокаду, негласно поддержали позицию президента Ильхама Алиева о продолжении переговоров.
Единственный путь [для армян Карабаха] — это диалог и обсуждение своего будущего в составе Азербайджана. Другого просто нет, так как все остальное нелегитимно. Это наша красная линия
Глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов
Неверный путь
Параллельно с этим трещина в отношениях между Москвой и Ереваном, который начал искать поддержку на Западе задолго до начала эскалации, усилилась до предела. Франция и США давно стремились стать основными посредниками на переговорах, лишая Россию влияния в Закавказье.
1 мая министры иностранных дел Армении и Азербайджана Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов впервые за долгое время встретились в пригороде Вашингтона на переговорах, организованных государственным секретарем Энтони Блинкеном.
Какой-либо конкретики по вопросу преодоления блокады там не прозвучало. Однако американская сторона все же потребовала разблокировать коридор, рассчитывая заручиться поддержкой Еревана в долгосрочной перспективе.
Уже 25 мая лидеры двух стран встретились в Москве. И хотя ничего конкретного о будущем соглашении также не прозвучало, стороны подчеркнули намерение признать территориальную целостность друг друга и в перспективе нормализовать отношения.
После этого, похоже, Армения сделала долгосрочную ставку на помощь Вашингтона в отстаивании своих интересов. Ведь если влияние России, пусть и временно, ослабло, усилия западных государств теоретически могут сохранить шаткий статус-кво до лучших времен.
Москва заметила этот жест и восприняла его с нескрываемым раздражением. Она увидела в этих шагах стремление Запада урегулировать конфликт именно на своих условиях.
Пока нет каких-либо других правовых основ, которые способствовали бы урегулированию, соответственно, эти трехсторонние документы являются абсолютно безальтернативными (...) Мы также знаем, что бывают разные попытки, которые размывают основу урегулирования, что в перспективе может не дать результата
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в мае 2023 года
К началу сентября эти противоречия только усилились. Главным триггером стало заявление Министерства обороны Армении о планах провести совместные армяно-американские учения Eagle Partner на базе учебного центра «Зар» в середине сентября.
Ему предшествовало скандальное интервью, которое премьер-министр Армении Никол Пашинян дал газете La Repubblica.
В беседе с французским журналистом политик прямо заявил о нежелании России урегулировать кризис и снять блокаду с Нагорного Карабаха. Более того, он назвал миротворцев неспособными выполнять возложенную на них миссию в принципе: как в вопросах безопасности гражданских, так и в противодействии планам Баку расширить подконтрольную территорию.
Россия сама уходит из региона в силу тех шагов, которые она предпринимает или не предпринимает. Однажды мы просто проснемся и увидим, что России здесь нет
Премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью La Repubblica
Очевидно, что такие высказывания не могли остаться незамеченными. Официальный представитель МИД России Мария Захарова, отвечая на демарш премьер-министра, назвала блокаду Нагорного Карабаха «следствием его собственных поступков». Также она назвала главу государства «плохим танцором», пытающимся переложить ответственность за происходящее на исторического союзника.
Почему усилия Москвы предаются забвению? Сколько обострившихся потрясений удалось потушить при посредничестве Москвы. Неужели это не знают в Ереване? Так почему же они допускают подобные заявления? Они хотят переписать историю? Это не получится. Потому что народ Армении свою историю знает хорошо
Официальный представитель МИД России Мария Захарова
Однако после обмена взаимными обвинениями вопросы о судьбе региона остались прежними. Главным из них, безусловно, остается судьба мирных жителей, если та или иная сторона решит покончить с Трехсторонним соглашением.
Удержать баланс
Закончится ли обострившийся кризис повторением событий осени 2020-го, пока с достоверностью утверждать нельзя. Тем не менее сразу два профильных российских эксперта в беседе с «Лентой.ру» на условиях анонимности сообщили, что «ожидают военной развязки», но не хотят высказываться на этот счет публично, чтобы «не нагнетать ситуацию».
Более предметно выразил свою позицию руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Айк Халатян. В разговоре с «Лентой.ру» он предположил, что глобальной целью Азербайджана является не только восстановление своей власти в Нагорном Карабахе, но и контроль над сухопутным коридором в Нахичевань (эксклав страны на юго-западе армянских границ).
Этот путь должен напрямую соединить Азербайджан с Турцией. Баку стремится, пользуясь благоприятной международной обстановкой, с одной стороны, и достаточно неэффективным руководством Армении, с другой, решить силовым путем все геополитические вопросы. Закрепить на Южном Кавказе турецко-азербайджанскую гегемонию
Айк Халатян, руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив, эксперт РСМД
Он также не уверен, что при военном сценарии Россия станет вмешиваться в конфликт, учитывая «достаточно ограниченные возможности для противодействия» на фоне специальной военной операции (СВО), отсутствия политической воли из-за напряженных отношений с армянским руководством, а также нежелания идти на открытый военный конфликт с Баку и Анкарой.
Что касается проевропейской политики властей Армении, по словам Халатяна, в случае невмешательства Москвы западные страны постараются использовать эту ситуацию для «выдавливания» России из региона. Этому будут способствовать настроения местных жителей, которые «разочаруются в историческом союзнике», а также нежелание Турции «делиться сферой влияния», пояснил эксперт.
Не думаю, что под угрозой вторжения Пашинян пойдет на письменное закрепление отказа от Нагорного Карабаха. Скорее всего, после окончания военного конфликта перед обществом эту ситуацию представят постфактум. Это приведет к кардинальному пересмотру союзных отношений с Россией, чего и добиваются на Западе
Айк Халатян, руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив, эксперт РСМД
***
Победить в военном противостоянии с Азербайджаном и Турцией, очевидно, почти невозможная задача для армянских вооруженных сил. То же самое касается очередной попытки затянуть переговоры — Баку решительно настроен окончательно решить карабахский вопрос, пока прочие силы не способны этому помешать.
Но если территории могут быть предметом геополитического противостояния, то вопрос о судьбах мирных жителей не терпит отлагательств. И если западные страны в какой-либо момент сумеют предотвратить войну и решить вопрос блокады Нагорного Карабаха, проблемы, стоящие перед Россией на Южном Кавказе, наверняка умножатся.
Lenta.ru. 09.09.2023