И Мишель не посредник: когда заключат мирный договор Баку и Ереван?
Инна Маринина
Конфликт между Арменией и Азербайджаном никак не дойдет до той точки, за которой в обеих странах затухнет агрессивная и взаимно ненавистническая риторика и воцарится реальный мир. Переговоры по мирному договору продолжаются долгие месяцы, и за этот период одна из сторон – Армения уже пошла на существенные уступки, во многом неприемлемые для значительной части армянского общества, Азербайджан же продолжает наступать и небезуспешно продвигать собственные интересы, заключающиеся в возвращении полного контроля над территорией Нагорного Карабаха. В самом Карабахе в условиях блокады со стороны Баку между тем сложилась крайне критическая ситуация, и армянские СМИ пытаются донести до мирового сообщества острые гуманитарные проблемы, перед которыми оказалось армянское население этого спорного региона.
Россия, в свое время выступившая инициатором трехстороннего заявления, которое положило конец так называемой второй карабахской войне, сейчас вынужденно сконцентрировала основные усилия на украинском направлении. Но и в нынешней сложной для себя ситуации Москва порой находит время для обращения к той или иной стороне армяно-азербайджанского конфликта и призывам к выполнению взаимных договоренностей. Так, 15 июля МИД России выступил со специальным заявлением, в котором призвал Ереван и Баку «не перекладывать ответственность за судьбу армянского населения Карабаха на третьи страны» и «незамедлительно приступить к подготовке мирного договора... опираясь на ранее достигнутые договоренности».
При этом подчеркнута необходимость обеспечения надежных гарантий прав и безопасности армян Карабаха и выполнения «всего комплекса трехсторонних договоренностей», включая «разблокирование транспортных коммуникаций и запуск процесса делимитации границ». МИД РФ выразил озабоченность ситуацией в Карабахе, гуманитарным кризисом, положением населения и призвал Баку срочно разблокировать Лачинский коридор и возобновить передвижение грузов и граждан, а также восстановить энергоснабжение региона.
Тон заявления российского внешнеполитического ведомства не понравился МИД Азербайджана, глава которого выразил «недоумение и разочарование» тем, что «это заявление не соответствует декларации о союзническом взаимодействии между Азербайджаном и Россией», подписанной президентами обеих стран 22 февраля 2022 года.
Судя по информациям российских и азербайджанских СМИ, перепалка между внешнеполитическими ведомствами продолжилась, и в последующие дни были сделаны очередные заявления и проведены взаимные телефонные беседы. Однако на позиции Азербайджана в вопросе Карабаха наставления и призывы Москвы особого влияния не оказали.
На этом фоне очередную встречу с лидерами Баку и Еревана 16 июля провел председатель Европейского совета Шарль Мишель. По итогам встречи он бодро сообщил, что были рассмотрены все пункты повестки дня, в том числе вопросы суверенитета и территориальной целостности, а также достигнута договоренность об интенсификации работы комиссий по делимитации границ. Мишель анонсировал очередную встречу в Брюсселе, которая состоится «после лета».
Отношение к председателю Европейского совета в Баку и Ереване неоднозначное. В Армении уверены, что Шарль Мишель склоняется к позиции Азербайджана, а потому подчеркивают, что он не может быть посредником, который должен занимать в процессе переговоров нейтральную позицию. В Баку же Евросоюз и его представителя Мишеля посредником и не считают. И об этом азербайджанским СМИ заявил сам президент Азербайджана Ильхам Алиев.
«Европейский союз, опять же, как я уже сказал, не является реальным посредником переговорного процесса. Это некий фактор, который снижает напряженность, что ли, и позволяет лидерам Армении и Азербайджана разговаривать и лучше понимать друг друга», – заявил И.Алиев 21 июля.
Если ЕС не посредник, то Минская группа ОБСЕ, которая до последнего времени пыталась урегулировать армяно-азербайджанский конфликт, сама, по мнению президента Азербайджана, сделала себя «нефункциональной».
* * *
В армянском экспертном обществе особых надежд относительно подписания мирного договора с Азербайджаном в ближайшие месяцы не питают, поясняя, что нынешний глава правительства Никол Пашинян, который уже пошел на значительные уступки в переговорном процессе, вряд ли согласится с остальными требованиями азербайджанской стороны, так как это вызовет сильный негативный резонанс у политически активной части населения.
По мнению армянского эксперта Гранта Микаеляна, заявление председателя Европейского совета Шарля Мишеля, сделанное после встречи с Пашиняном и Алиевым в Брюсселе, не может считаться нейтральным.
«Это заявление не нейтральное по форме и содержанию, а проазербайджанское. Он (Ш. Мишель) подчеркивает, что Нагорный Карабах – это бывшая автономия в составе Азербайджана. Таким образом, Шарль Мишель не является нейтральным посредником, не говоря уже о том, что он хорошо осознает, что данный переговорный формат сопровождается прямым военным давлением со стороны Азербайджана, что является нарушением сразу нескольких основных принципов международного права», – пояснил Г.Микаелян.
По его же оценке, нынешнее армянское руководство (Н.Пашинян) оказалось не в состоянии достойно представлять свою страну на международной арене, в результате чего Армении предлагается к подписанию неравноправное, нечестное соглашение, полностью игнорирующее гуманитарные проблемы населения Нагорного Карабаха, исторический фактор и политический фон.
«Я бы сказал так: с одной стороны, у нас есть очень неадекватный посредник в лице Шарля Мишеля и, соответственно, Совета Евросоюза, который он представляет. С другой стороны, не вполне адекватен представитель Армении. В итоге получается неадекватное и неравноправное соглашение, что, в свою очередь, приводит к критическим рискам для населения Нагорного Карабаха, потому что мы видим, что там население поставлено на грань голода, магазины пустые уже на протяжении двух недель и стоит вопрос о депортации людей насильственными методами. Вот такая ситуация сейчас в вопросе Нагорного Карабаха, и даже при этой ситуации Алиев не готов подписать с Пашиняном мирный договор, потому что его требования простираются дальше того, что Пашинян готов ему предоставить. Алиев требует также так называемый Зангезурский коридор, который явился еще одним новым измерением, и Пашинян на него не соглашается», – заявил Г.Микаелян.
А так как Зангезурский коридор сегодня стал для лидера Азербайджана ключевым моментом всего переговорного процесса, подписания мирного договора в ближайшее время армянский эксперт не ожидает.
Что касается Минской группы ОБСЕ, в рамках которой ранее протекал весь переговорный процесс, то, по словам Г.Микаеляна, ее никто не отменял, но позиции участников этой группы резко расходятся. Так, позиция Вашингтона совпадает с позицией Ш.Мишеля, хотя и выражается она в более мягкой форме. Иная позиция у Франции и Москвы, которые апеллируют к деструктивной позиции армянского руководства в вопросе Нагорного Карабаха.
«Позиция Франции отличается от позиции Шарля Мишеля, но, как недавно заявил сам президент Макрон, он не может защищать интересы Армении больше, чем тот же Пашинян. Ранее в более уклончивом виде эту же позицию высказала Москва устами пресс-секретаря МИД Марии Захаровой, заявив, что, если Ереван сам отказывается от Карабаха, Россия в этом смысле ничего сделать не может», – отметил Г.Микаелян.
В целом, по его оценке, сегодня для Нагорного Карабаха и его армянского населения ситуация складывается крайне неблагоприятным образом.
* * *
Азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде считает заявление Ш.Мишеля в какой-то степени обнадеживающим, так как, по его словам, в нем говорится о прогрессе в переговорном процессе. В частности, председатель Европейского совета акцентирует внимание на том, что обе стороны поддерживают территориальную целостность друг друга в рамках тех границ, которые существовали на момент распада СССР. Сами переговоры эксперт характеризует как субстантивные.
«В предыдущие годы во время конфликта часто говорилось о субстантивных переговорах. Что это означает? Стороны достигают соглашения поэтапно по каким-то конкретным вопросам и больше к ним не возвращаются. То есть темы, по которым было достигнуто соглашение, ревизии и дальнейшему обсуждению не подлежат. В данном случае можем сказать, что Шарль Мишель подвел итоги очередного этапа субстантивных переговоров, потому что стороны окончательно решили согласиться с принципом территориальной целостности, признать территориальную целостность друг друга. Таким образом, Шарль Мишель зафиксировал ту базу, от которой надо будет отталкиваться при решении остальных вопросов», - пояснил эксперт.
Что касается остальных вопросов, среди них И.Велизаде выделяет вопросы делимитации-демаркации границы и вопросы, связанные с гарантиями безопасности и прав армянского населения Карабахского региона.
«В заявлении Шарля Мишеля была подчеркнута необходимость обеспечения четких гарантий безопасности и прав армянского населения. В данном случае надо обратить внимание на структуру заявления, так как в нем структурированы позиции сторон по конкретным вопросам. А по тем вопросам, где у сторон нет общей оценки ситуации, Ш.Мишель брал на себя роль оценщика ситуации и обращался уже от первого лица», - отметил эксперт.
По его предположению, решения по этим принципиальным вопросам, по которым остаются разногласия, сторонам предстоит достичь в ходе дальнейших встреч, которые, как сообщил Ш.Мишель, состоятся «после лета».
«Председатель Совета Евросоюза анонсировал встречу глав государств на саммите в Гранаде, а затем пригласил их встретиться в том же формате в Брюсселе. Но это будет уже новый раунд переговоров по отношению к завершившемуся раунду. Надо отметить, что среди площадок, на которых проходили эти переговоры, Ш.Мишель выделил Вашингтон, Москву, Брюссель и Кишинев, а с другой стороны, он подчеркнул, что в проходившем в Брюсселе раунде участвовали не только главы государств, но и вице-премьеры, министры иностранных дел», - заявил И.Велизаде.
По его оценке, Евросоюз в ходе переговоров по вопросу Нагорного Карабаха, естественно, фиксирует и проводит собственные интересы и не скрывает этого, а по конкретным пунктам предлагает свое содействие в переговорном процессе.
Азербайджанский эксперт не исключает, что мирный договор между Арменией и Азербайджаном может быть подписан до конца этого года, так как стороны нашли взаимпонимание по базовым вопросам. «Оставшиеся вопросы носят сопутствующий характер, так как изначально конфликт был инициирован именно по вопросам, связанным с территориальной целостностью. Сейчас эти вопросы сошли с повестки дня, стороны согласились с определением территориальной целостности. И если следовать этой логике, то можно предположить, что к концу года могут решиться и остальные вопросы. Но все будет зависеть от воли сторон и от настойчивости фасилитаторов», – заявил И.Велизаде.
* * *
Напомним, что обсуждение вопроса заключения мирного соглашения между Ереваном и Баку началось вскоре после того, как стороны при содействии и по инициативе президента России 9 ноября 2020 г. подписали совместное трехстороннее заявление, положившее конец открытой 44-дневной «второй карабахской войне». Это заявление и ряд подписанных на его основании дальнейших документов предполагали в конечном итоге заключение мирного соглашения и поэтапное восстановление всех связей и отношений между двумя ранее открыто враждовавшими странами.
Позднее к процессу переговоров по вопросу мирного соглашения подключились Вашингтон и Брюссель, под явным влиянием которых премьер-министр Армении уступил позиции. Если ранее он четко фиксировал необходимость признания независимости если не всего Нагорного Карабаха, то хотя бы той части, которая по трехстороннему заявлению не перешла под контроль Баку, то уже в этом году в условиях, когда России явно не до Карабаха, а США и ЕС прилагают усилия для расширения влияния в регионе, согласился признать территориальную целостность Азербайджана.
А это значит, что Нагорный Карабах, за который было пролито столько крови и слез с обеих сторон, станет неотъемлемой частью Азербайджана. Вопрос лишь в том, какая судьба ждет армянское население этого региона. И его предстоит решить в ходе дальнейших переговоров.
Ритм Евразии. 25.07.2023