Четыре сценария развития ШОС – что будет с организацией?
Прошедший в Индии июльский саммит Совета глав государств ШОС продемонстрировал наличие разных представлений о развитии организации среди ее участников. В докладе Каспийского института стратегических исследований директор региональных программ института Юрий Солозобов рассказал о четырех возможных сценариях развития организации.
Саммит ШОС в Индии впервые проходил в виртуальном формате. Это ограничило возможность проведения неформальных переговоров и свело его работу до оглашения протокольных моментов: Иран стал девятым членом объединения, а Белоруссия запустила процедуру полноценного присоединения к ШОС.
Председатель КНР Си Цзиньпин призвал противостоять гегемонизму и силовой политике Запада: «Крепко держать в своих руках судьбу собственного развития и процветания» и противодействовать односторонним санкциям и искусственным барьерам.
Тезисы лидера Китая представляют собой заявку на появление своего рода «евразийской доктрины Монро». Напомним, что доктрина Монро долгие годы являлась главной концепцией внешней политики США в отношении новых независимых государств в Южной Америке.
Она была нацелена на предотвращение возможных угроз их суверенитету со стороны европейских держав. Согласно этой доктрине, Соединенные Штаты могли участвовать в делах государств Латинской Америки, если те окажутся неспособны справляться с внутренними проблемами или же сторонние силы будут вовлечены в дела американского континента.
Соответственно, Пекин и его союзники сегодня считают, что стабильность внутри континента Евразии и его безопасность должны быть обеспечены без внешнего вмешательства.
Эту антизападную стратегию решительно поддержали влиятельные союзники Китая в ШОС: Россия, Иран и Белоруссия. Эти страны напрямую столкнулись с санкциями и военно-политическим давлением Запада.
Казахстанское председательство и индийский выбор
Альтернативную позицию по стратегии развития ШОС обозначил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаева. Он раскритиковал организацию.
По его мнению, ШОС следует сфокусироваться на экономической повестке и решении таких задач, как создание благоприятных условий для увеличения взаимного товарооборота. Выступление Токаева можно считать отражением основных приоритетов страны во время казахстанского председательства.
Вероятно, Астана собирается предложить новую стратегию развития ШОС и расставить свежие акценты.
На фоне неприятия давления со стороны США позиции России и Китая сблизились. В то время как позиция Индии по отношению к Западу, напротив, претерпевает перемены в сторону сближения с ним.
Индийские СМИ часто упрекают ШОС в бессилии и неспособности помочь в разрешении затяжных приграничных конфликтов, например в Кашмире. Индийское восприятие дальнейшего развития ШОС крайне важно, поскольку ее участие делает организацию не только региональным, но и влиятельным международным блоком.
Возможные сценарии развития
По мнению автора, ближайший год станет решающим как для выработки новой стратегии, так и для определения позиции Индии. В зависимости от развития ситуации возможны четыре сценария.
Первый (негативный): Индия выходит из состава ШОС под давлением Запада или в результате конфликтов с Китаем или Пакистаном. ШОС быстро превращается в военно-политический блок с экономическим доминированием юаня. Издержками этого процесса станут рост конфронтации внутри Евразии и новая санкционная дуга.
Второй вариант (оптимистический): ШОС находит в себе силы для формирования полноценных институтов развития и солидарности. Основные усилия ШОС направляются на инфраструктурное развитие и повышение производственной связанности внутри континента.
Третий вариант (инерционный): Индия остается в ШОС, но занимает позицию тихого саботажа наиболее радикальных устремлений «воинов». В этом случае Индия получает весомую поддержку «торговцев» из числа стран Центральной Азии. Дальнейшее расширение ШОС за счет «тыловых» стран, таких как Монголия и нейтральный Туркменистан, а также привлечение торговых стран Персидского залива заметно усиливает лобби «торговцев» в организации.
Четвертый вариант (активный): по инициативе Индии происходит переформатирование концепта «Великого шелкового пути». Он начнет восприниматься не как геополитический альянс государств или чья-то приоритетная «сфера влияния», но как международная транспортная система с общими гарантиями. Это предполагает новое международное соглашение относительно контроля над экстерриториальными сетями, подобно существующим соглашениям по морским проливам.
Поиск новой стратегии развития ШОС отражает общемировой кризис сложившейся архитектуры безопасности и международных отношений. От успешного разрешения данной проблемы будет коренным образом зависеть новый расклад сил в Евразии на ближайшие десятилетия.
Полную версию статьи «Саммит ШОС как вариант «евразийской доктрины Монро» читайте на сайте Каспийского института стратегических исследований.
* - организация, деятельность которой запрещена в России.
ИАЦ МГУ. 19.07.2023