"Перемога" не состоялась

Дмитрий Тараторин


Объединенный переходный кабинет (ОПК) белорусской оппозиции ведет проверку ситуации в организации бывших силовиков BYPOL. В структуре произошел раскол, сопровождаемый скандалом. Стороны конфликта обвиняют оппонентов в «деструктивной деятельности». Неясным остается, насколько защищены личные данные тех, кто поверил членам BYPOL и подтвердил готовность участвовать в плане «Перемога». Его замысел – активировать в нужный момент «спящих» сторонников и использовать их в акциях по свержению Александра Лукашенко.

Структуру, претендующую на представление всех оппозиционно настроенных белорусов – Объединенный переходный кабинет (ОПК), – сотрясает новый скандал. Его главный участник Александр Азаров входит в состав этого органа, а также до недавнего времени возглавлял организацию бывших силовиков, перешедших на враждебные Лукашенко позиции, BYPOL.

Началось все в конце прошлой недели, когда Азаров заявил, что несколько сотрудников отказались проходить проверку на полиграфе. Между тем у одного из них, Матвея Купрейчика, – доступ к соцсетям организации. И вскоре последнее подтвердилось вполне наглядно – в одном из Telegram-каналов организации появилось заявление, в котором сам Азаров и его соратник Станислав Лупоносов обвинялись в «деструктивной деятельности и нарушениях требований безопасности». После чего обе стороны конфликта заявили, что «уволили» друг друга из команды.

Естественно, эта ситуация буквально взорвала оппозицию изнутри. Ведь BYPOL последние пару лет заявлял, что готовил план «Перемога», суть которого в том, чтобы навербовать сторонников на территории Белоруссии, а в решающий момент отдать им команду действовать.

У кого есть доступ к базам данных с электронными адресами людей, которые доверились организаторам, в точности не известно. «По поводу конфликта в организации BYPOL проводится проверка», – заявил в понедельник ОПК. «На данный момент утечек информации, накопленной в рамках плана «Перемога» и других инициатив BYPOL, а также угроз хранимой информации не обнаружено», – сухо прокомментировал ситуацию кабинет.

Между тем со своей стороны Александр Азаров заявил, что его оппонент Купрейчик захватил доступ уже ко всем соцсетям организации. Однако у него якобы нет доступа к чат-боту плана «Перемога» и к «непубличной части работы BYPOL». По словам Азарова, его «не допускали к серьезным делам и данным организации».

В ответ в Telegram-канале самой организации появилось заявление, что Азаров не был ее основателем и руководителем, а фактически просто являлся медийной фигурой. Более того, Купрейчик подчеркнул, что конфликт возник, когда сотрудники обнаружили «какие-то непонятные финансовые операции со стороны Александра Азарова». После того как ему были заданы соответствующие вопросы, тот инициировал проверку любопытных на полиграфе.

После этих заявлений к конфликту присоединились белорусские добровольцы из спецподразделения «АТОМ», которое делегировано в ВСУ от имени BYPOL. Добровольцы в видеообращении потребовали «от уже бывшего представителя BYPOL Александра Азарова прекратить распространение в СМИ лжи о сотрудниках белорусского объединения силовых структур BYPOL, а также немедленно обнародовать всю финансовую документацию о деятельности организации и возместить причиненный ущерб».

Оппозиционный интернет-портал «Наша Нива» так прокомментировал этот обмен обвинениями: «Характерная особенность нынешней ситуации в том, что, наблюдая за ней, не возникает симпатии ни к одной из сторон, нет ощущения, что одна из них носитель великой истины, а другая лишь по-пустому мутит воду. Как и не чувствуется, что по-своему правы обе стороны, а истина посередине. Как раз наоборот».

Политолог Павел Усов делает из нынешнего скандала довольно неутешительные для перспектив оппозиции выводы. В своем Telegram-канале он вспоминает: «В 2020 году в процессе «избирательной кампании» самыми частыми вопросами в отношении представителей так называемой старой оппозиции были: что вы делали все эти 30 лет? почему вы ничего не сделали за 30 лет? Думаю, сейчас те, кто задавал подобные вопросы, получили достаточно подробные ответы на что? и почему? Но уже в отношении новой волны оппозиции».

Эксперт констатирует: «Причем «новая» оппозиция, отдельные ее элементы пришли к политическому упадку и разрушению всего лишь в течение одного-трех лет. Имея при этом достаточно комфортные условия для институционального развития и существования за рубежом». И так резюмирует свои невеселые выводы: «В структурах, которые ныне называются оппозицией, нет идеи, миссии, историчности, но есть мимолетность, случайность, прикольность, забавность. Поэтому оппозиция будет продолжать разваливаться, распадаться и самоуничтожаться. Этот процесс ускорится еще по одной причине: видя некомпетентность, болезненность оппозиционной среды, общее увядание, люди с опытом, знаниями, деньгами предпочтут держаться от всего этого подальше».

Между тем во вторник пресс-служба ОПК сообщила, что Светлана Тихановская провела встречу с враждующими сторонами. Приняты следующие решения: «Объединение силовиков Беларуси (куда входят Матвей Купрейчик, Владимир Жигарь и др.) отделяется от фонда BYPOL… В ответственности Станислава Лупоносова и Александра Азарова остается план «Перемога». План «Перемога» находится в полной безопасности, продолжается работа по его наполнению и подготовке».

Сообщается, что «все участники встречи согласились на прохождение полиграфа у независимого эксперта в ближайшие два месяца. В BYPOL в ближайшее время будет проведен финансовый аудит независимой компанией, которую одобрят обе стороны». И последнее: «Вводится мораторий на взаимные обвинения и публичную критику».

Независимая газета. 13.06.2023

Читайте также: