Саммит в Хиросиме обостряет противостояние Востока и Запада
Юрий Тавровский, директор аналитического центра «Русская мечта и китайская мечта», руководитель экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, зам. председателя Общества российско-китайской дружбы, председатель наблюдательного совета ИКСА РАН
Встреча «Группы семи» в Хиросиме стала новым символом боевого слаживания Западного и Восточного фронтов глобальной холодной войны. Эти два фронта призваны взять в клещи Россию и Китай, не позволить им продолжить создание мирового порядка, который отвергает придуманные в Вашингтоне «правила».
На Западном фронте, протянувшемся от Финляндии до Турции, уже создана сплошная цепь военных баз и спровоцирован открытый военный конфликт на Украине. Ключевую роль в слаживании стран и вооруженных сил Запада против России сыграло НАТО, которое уже несколько десятилетий готовилось к столкновению с нашей страной.
На Восточном фронте холодной войны повторяется тот же сценарий, но с временным лагом в несколько лет. После провала надежд на «конструктивное вовлечение» Поднебесной открытая конфронтация с ней стала разворачиваться в 2018 г., когда начались торговая война, «цветная революция» в Гонконге и массированная накачка оружием Тайваня. К тому времени США имели военные соглашения с Японией, Южной Кореей, Австралией и Филиппинами, но отсутствовала координирующая организация типа НАТО. Поэтому Вашингтон стал требовать распространить «зону ответственности» блока на Индо-Тихоокеанский регион. Тем временем был срочно создан военный блок AUKUS (Австралия, Великобритания и США) и активизирована военно-дипломатическая организация QUAD (Австралия, Индия, США и Япония). Достигнутые успехи и очередные задачи в выстраивании фронта антикитайских сил Америки, Европы и Азии как раз и должны были стать темой обсуждения на саммите в Хиросиме. Новый уровень координации AUKUS и QUAD, в свою очередь, собирались продемонстрировать в ходе поездки Байдена в Австралию для встречи с лидерами стран — членов двух организаций. Но что-то пошло не так, и президент США в Канберру не полетел. Среди объяснений самым правдоподобным выглядит нежелание индийского лидера Моди еще глубже втянуть свою страну в западные блоковые структуры.
Триумфальный марш не был исполнен по возвращении в Вашингтон не только из-за этой неувязки. В отношении «декаплинга» с Китаем в рядах «семерки» проявились разные подходы, которые отразились в итоговом коммюнике. Реальный «развод» со своим крупнейшим торговым партнером никак не устраивает европейских членов G7. Стремление «усидеть на двух стульях» и сохранить выгодные связи с Пекином, не нарушая в то же время требования евроатлантической дисциплины, очевидны. Это и очередь высокопоставленных визитеров, добивающихся встречи с Си Цзиньпином, и рассчитанные на понимание пекинских руководителей слова коммюнике: «Наши политические походы не рассчитаны на нанесение ущерба Китаю или замедление его экономического прогресса и развития». В коммюнике также отмечается, что «семерка» не занимается «разводом» и не «замыкается вовнутрь».
Стремление Вашингтона укрепить Восточный фронт не увенчалось полным успехом еще и благодаря начатому Пекином собственному «контрнаступлению» на Западном фронте. Новой «контратакой» стала миссия спецпредставителя Китая Посла Ли Хуэя. Он должен уточнить официальную позицию сторон украинского конфликта и поговорить о разных вариантах развития событий. В Пекине подчеркивают, что Ли Хуэй должен собирать информацию, а не предлагать готовые решения. Поэтому кроме Киева он посетит Варшаву, Париж, Берлин, Брюссель и завершит эту первую поездку в Москве. До турне Ли Хуэя в Европе за несколько недель побывал заместитель председателя КНР Хань Чжэн, куратор внешней политики по партийной линии Ван И, министр иностранных дел Цинь Ган. Даже Си Цзиньпин принял участие, поговорив с Зеленским по телефону.
Пекин начал это «контрнаступление» в ответ на «наступление» НАТО. Уже произошло официальное распространение зоны ответственности блока на Индо-Тихоокеанский район, предстоит открытие в Токио региональной штаб-квартиры. Китайцы вполне могут провести параллель происходящих событий с присоединением Японии в 1936 г. к Антикоминтерновскому пакту. Уже через год после этого приободрившиеся японцы начали тотальную войну против Поднебесной, за несколько месяцев захватив Пекин, Шанхай, Ухань и Нанкин. Только дипломатическая, военная и финансовая помощь Советского Союза предотвратила капитуляцию Китайской Республики по образцу Франции. Китай, в свою очередь, помешал Токио напасть на СССР в уже назначенный срок — 29 августа 1941 г. Императорская ставка не решилась воевать до завершения «китайского инцидента» одновременно и с Китаем, и с Советским Союзом. Тогда впервые сложились два взаимосвязанных и взаимовыгодных стратегических фронта.
Сейчас ситуация «двух фронтов» повторяется. С саммитом «Группы семи» в Хиросиме совпали и военные успехи России. Западный фронт снова поддержал Восточный. Теперь в Пентагоне еще раз проанализируют планы операций вокруг Тайваня. «Боевое слаживание» России и Китая стало набирать повышенные темпы после визита в Москву председателя Си Цзиньпина. Договоренности двух главнокомандующих теперь материализуют другие руководители. В Москве побывали министр обороны КНР Ли Шанфу и партийный куратор спецслужб Китая, секретарь политико-юридической комиссии ЦК КПК Чэнь Вэньцин. В свою очередь, в Пекин отправился председатель правительства России Михаил Мишустин и несколько сотен руководителей министерств и ведомств, ведущих предпринимателей. Пусть за пару дней в Поднебесной всем им вряд ли удастся добиться прорыва на своих треках, но даже краткое пребывание в Пекине и Шанхае поможет своими глазами увидеть «китайское чудо» и предметно убедиться в важности взаимодействия. Ведь «поворот на Восток» должен произойти в сознании нашей политикоформирующей элиты, которая все еще не избавилась от иллюзий о возможности возврата «старых добрых времен» с Западом. Частью китайского «контрнаступления» в ответ на «сдерживание» коллективным Западом можно считать и саммит «Китай — Центральная Азия», который прошел 18–19 мая 2023 г. в древней столице Шелкового пути городе Сиань (Чанъань).
Впереди нас ждут новые саммиты НАТО и «Группы семи», новые встречи руководителей ШОС и БРИКС. Все они укладываются в логику формирования новой глобальной архитектоники. Ключевую роль в предотвращении концентрации сил Запада против одного или другого из главных конкурентов — России и Китая — играет «боевое слаживание» двух стран. Оно отвечает национальным интересам обеих наций и потому будет только нарастать.
РСМД. 23.05.2023