США и ЕС берут под контроль Центральную Азию

Виктория Панфилова


Помощник главы Минфина США по борьбе с финансированием терроризма и финансовыми преступлениями Элизабет Розенберг и международный специальный посланник ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан в понедельник прибыли в Казахстан с предложением – пресечь обход антироссийских санкций, в противном случае стране закроют доступ к западным рынкам. С аналогичной повесткой Розенберг посетит 26–28 апреля Киргизию, в которой ранее побывал О’Салливан и предупредил власть, что ЕС установит контроль за товарными потоками.

Задача США и Евросоюза – как минимум обеспечить эффективную имплементацию санкций. Вашингтон и Брюссель отмечают значительный рост товарооборота ЕС с рядом постсоветских стран, в числе которых Казахстан и Киргизия.

Цель как максимум – развернуть страны Центральной Азии против России. С такой миссией в регион зачастили как представители Евросоюза во главе с Шарлем Мишелем, так и Госдепа США. В частности, февральский визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Астану и Ташкент продемонстрировал стремление администрации США добиться возможного сокращения центральноазиатскими государствами политического и экономического сотрудничества с Москвой, а также проявления умеренности во взаимодействии с Китаем. В качестве «пряника» за разрыв деловых связей с РФ он предложил местному бизнесу 25 млн долл., а тем, кто ослушается, – вторичные санкции.

Его помощники по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу и Узра Зея – частые гости в регионе. Они в ходе своих визитов в регион делают акцент на сотрудничестве с НПО и развитии гражданского общества (см. «НГ» от 23.04.23), что, как считают эксперты, негативно отражается на внутриполитической стабильности стран.

Евросоюз занял жесткую антироссийскую позицию. В то же время главным для него было добиться от Казахстана альтернативных Каспийскому трубопроводному консорциуму маршрутов поставок нефти на европейский рынок. Первая партия – 80 тыс. т – 23 апреля была отгружена и прошла по трубе Баку–Тбилиси–Джейхан и доставлена в румынский порт Констанца. В нефти задействован танкер ALATAU, принадлежащий Казмортрансфлоту.

Для контроля за антироссийскими санкциями Европейская комиссия учредила должность международного специального посланника ЕС по санкциям с целью обеспечить непрерывное обсуждение на высоком уровне с третьими странами во избежание уклонения или даже обхода беспрецедентных ограничительных мер, введенных в отношении России с начала ее действий в Украине. Этот пост занял Дэвид О’Салливан, который в марте посетил Киргизию. В ходе брифинга в Бишкеке он сообщил, что по итогам 2022 года экспорт товаров из Евросоюза в Киргизию вырос на 300%, а по некоторым позициям – передовые технологии и товары двойного назначения – на 700%. В Евросоюзе недоумевают: это так выросли запросы у Киргизии или же товары реэкспортируются в Россию? Спецпосланник пообещал прислать в постсоветские страны – Узбекистан, Казахстан, Грузию и Армению, которые, по мнению Брюсселя, участвуют в параллельном импорте, миссию для контроля за товарными потоками. Сам он начал проверку деятельности Казахстана с Астаны.

Компанию О’Салливану составит помощник главы Минфина США по борьбе с финансированием терроризма и финансовыми преступлениями Элизабет Розенберг. В распространенном накануне сообщении Минфина США говорится: «В Центральной Азии Розенберг присоединится к коллегам из ЕС, Великобритании и Министерства торговли США для встреч с чиновниками и частным бизнесом, чтобы помочь укрепить режим соблюдения санкций и противодействовать уклонению от них в торговле и сопутствующих финансовых платежах».

Вашингтон поставил государства Центральной Азии перед выбором: сотрудничество с США и ЕС или, оказывая поддержку России, подпасть под вторичные санкции и лишиться доступа к важнейшим мировым рынкам. Последнее слово в данном случае за Астаной и Бишкеком.

Казахстан, дабы сохранить союзнические отношения с Россией и остаться в друзьях с Западом, предложил услуги буферного рынка между Востоком и Западом. А также предпринял превентивные меры, запустив с 1 апреля онлайн-систему, которая отслеживает все товары, пересекающие границу республики.

Но проконтролировать казахско-российскую границу, самую протяженную сухопутную границу в мире, очень сложно. Тем более что Россия – крупнейший торговый партнер Казахстана. Экспорт в 2022 году вырос на четверть, до 8,8 млрд долл. Едва ли не главной позицией экспорта стали товары бытовой техники. Например, экспорт телевизоров, мониторов и проекторов увеличился в 312 раз, компьютеров – в 215 раз, а телефонов – в 88 раз. В то же время Казахстан и Киргизия стали одними из крупнейших поставщиков древесины в ЕC. Импорт сырья из двух центральноазиатских республик увеличился с 445 тыс. евро в 2021 году до более чем 30 млн евро за 10 месяцев 2022 года. При этом президент Касым-Жомарт Токаев убеждает Запад в том, что Казахстан, сотрудничая с Россией, не нарушает санкций: «Идет очень сложная, деликатная работа, которую я мог бы назвать прохождением между Сциллой и Харибдой» (см. «НГ» 29.03.23).

«Угроза вторичных санкций со стороны США и ЕС, их вероятность почти гипертрофируется, а значимость этих санкций преувеличивается. Потому что любое подобное санкционное действие в отношении любой страны региона в политическом плане автоматически переводит страну в лагерь противников Запада и так же автоматически делает ее более тесным союзником России и, может быть, Китая», – сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев.

Эксперт отметил, что если Казахстан, например, подпадает под вторичные санкции, то как быть американским и европейским нефтяным компаниям, работающим в республике? «Казахстан будет вынужден прекратить отгрузку нефти – да, конечно, он пострадает сам. Но и Европа не получит казахстанскую нефть, что само по себе будет плохо для ЕС. И Казахстан в этом случае будет вынужден политически еще больше ориентироваться на Россию и Китай», – отметил Князев. Конечно, ЕС и США могут ввести точечные санкции, как в случае с цементным заводом в Узбекистане «Ахангаранцемент» из холдинга компаний Алишера Усманова. Но это, по словам Князева, скорее для демонстрации вероятности санкций. Даже у таких наиболее слабых в регионе стран, как Киргизия или Таджикистан, если против них будут применены санкции, тяготение к России только усилится.

«Попытки Запада настроить страны Центральной Азии против России, как это получилось с Украиной, не увенчаются успехом», – считает эксперт. При этом он заметил, что бэкграунд отношений Запада с Украиной был несколько другим. Повестка европейской челночной дипломатии для Киева была позитивной, а процесс долгим. В отношении Украины не было никаких угроз, как это артикулируется для центральноазиатских стран. Кроме того, у Украины не было такого соседа, как Китай, а это очень важный момент в пользу России, полагает Князев. «Казахстану и всему региону сейчас важнее продумать, как в своих интересах балансировать в отношениях с Россией и Китаем, чтобы не создавать в дальнейшем конфликтов между ними», – подчеркнул эксперт.

Независимая газета. 24.04.2023

Читайте также: