Брюссель и Пекин ищут единый подход к Украине

Владимир Скосырев


Председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с премьером Испании Педро Санчесом призвал Европу углубить взаимовыгодное сотрудничество и сохранять самостоятельный курс, то есть не поддаваться нажиму США. ЕС крайне заинтересован в расширении экономических связей с Китаем, но вынужден, учитывая позицию Вашингтона, требовать, чтобы Китай не поддерживал Россию. Хотя вслед за Санчесом в Китай прилетит президент Франции Эмманюэль Макрон, шансов на договоренность по Украине мало.

Китайские СМИ освещают визит Санчеса и предстоящий прилет в Пекин Макрона с президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен в сугубо позитивном ключе. Газета Global Times, издаваемая в Пекине, указывает в комментарии, что дипломатические отношения между КНР и Испанией были установлены 50 лет назад.

Обе стороны высоко ценят здоровое развитие двусторонних связей. Поездка Санчеса и предстоящие визиты других европейских лидеров показывают, что Китай собирается тесно взаимодействовать с Европой. Но это событие в то же время подтверждает, что ЕС следует двигаться в том же направлении, что двигается Китай.

Что же это за направление? Разъяснение дал Сунь Кэцинь, научный сотрудник Китайского института современных международных отношений. Ссылаясь на слова лидера Китая, Сунь говорит, что Европе, по примеру Китая, нужно заботиться о своих, а не об американских интересах и не идти слепо по стопам США.

Но ведь европейские лидеры, тот же Санчес, Макрон, фон дер Ляйен, утверждали, что на переговорах с Китаем речь будет идти прежде всего об Украине. Это означает, что за ними пристально следят и в Москве, и в Киеве. Но надежды на то, что будет найден компромисс по Украине, невелики.

Как передало Reuters, Санчес призвал Си поговорить с президентом Украины Владимиром Зеленским и узнать из первых рук о его формуле мира. Но эта формула предусматривает возвращение Украины к границам 1991 года, что для России неприемлемо. Можно ли найти выход из тупика? Ответ на этот вопрос дает Чжоу Сяомин, старший сотрудник Центра Китая и глобализации.

Чжоу напоминает в статье для South China Morning Post, что мирный план Китая предусматривает уважение территориальной целостности всех стран и отвергает односторонние санкции. Он также предусматривает прекращение огня и возвращение к переговорам. В значительной части мира этот план вызвал резонанс. Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва подверг критике США за то, что они не хотят мира. Планета, по его словам, нуждается в том, чтобы возникло больше миротворцев, подобных Китаю. Эта оценка типична для позиции стран «глобального Юга». Они хотят, чтобы Китай помог прекратить боевые действия. И в Европе, где ставят под вопрос цели Китая, некоторые лидеры тоже считают полезной инициативу Китая. Но призыв Китая к перемирию натолкнулся на жесткое неприятие со стороны администрации президента США Джозефа Байдена. Белый дом отклонил предложение Пекина, указав, что оно стало бы «ратификацией российских захватов».

Верно, что у Китая и России тесные связи, напоминает Чжоу. Но Китай не одобрил специальную военную операцию России. Вопреки неверным представлениям на Западе Китай считает, что Крым – это часть Украины. На китайских картах Донецкая область и три других региона Восточной Украины, которые проголосовали за присоединение к России, обозначены как украинские. Белый дом говорит, будто обеспокоен тем, что Россия в случае прекращения огня выиграет время. Но в такую игру лучше всех играют США. Как признала экс-канцлер ФРГ Ангела Меркель, НАТО использовало Минские соглашения для подготовки Украины к схватке с Россией. Так что быстрый отказ США признать ценность китайского плана был нацелен на то, чтобы помешать Зеленскому, возможно, дать положительный ответ на предложение Пекина. Ведь ни одна военная конфронтация не заканчивалась без переговоров воюющих сторон, заключает китайский эксперт.

В беседе с «НГ» Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Главное в отношениях Китая и ЕС – это торгово-экономические связи. А по Украине ни те, ни другие – не участники конфликта. Может, они найдут общий язык. Но вряд ли это на него повлияет. Ведь европейцы не обладают большим влиянием на Украину, а Китай тоже не может прямо давать советы России. Потому предстоящие встречи в Пекине не дадут результата».

Независимая газета. 02.04.2023

Читайте также: