Россия не собирается уходить ни из Закавказья, ни тем более из Армении – интервью
В интервью EADaily председатель Демократической партии Армении, член Совета международного российско-армянского «Лазаревского клуба» Арам Саркисян размышляет об армяно-российских отношениях, геополитическом противостоянии в Закавказье и желании Запада переформатировать регион.
— События последнего времени свидетельствуют о том, что геополитическая борьба Запада и России на постсоветском пространстве, и в частности в Закавказье, усиливается. Эксперты в Ереване говорят об определенном снижении российского влияния. В чем причины подобной ситуации и что конкретно может предпринять Москва?
— Да, это факт, что влияние России в Закавказье ослабло. Отмечу в этой связи две основные причины. Первая — геополитическая, а конкретно — предпринимаемые со стороны Запада активные шаги с целью сведения к минимуму роли России в регионе, а затем и ее вытеснения из Закавказья. И в этом вопросе сформирован своего рода единый фронт: США, Европа, Великобритания, Израиль, Турция и Азербайджан. И вторая причина — упущенные возможности и ошибки самой России за весь постсоветский период, в частности ее уверенность в том, что для дружеских, стратегических отношений, к примеру, с той же Арменией достаточно иметь прямые контакты только с действующей властью.
Между тем параллельно — и намного более эффективно — посредством так называемой мягкой силы работал и Запад, причем практически со всей политической и общественной палитрой Армении. Результатом его финансовых вливаний в размере десятков миллионов долларов в сотни неправительственных организаций и фондов — при отсутствии адекватных шагов со стороны России — стало формирование прозападной и антироссийской элиты, которая стала организатором и ведущей силой цветной революции в Армении весной 2018 года. Это именно то поколение, которое не имеет представления о России, об истории армяно-российских отношений и, в общем-то, и не хочет углубляться во все эти подробности.
— То есть получается, что вряд ли можно изменить сложившуюся ситуацию?
— Я так не считаю. Прежде всего, Россия никуда не собирается уходить ни из Закавказья, ни тем более из Армении. Об этом не раз заявляли высокопоставленные представители Москвы. И в данном контексте, полагаю, для нее главное не просто сохранить свое влияние, а сделать так, чтобы оно было приемлемым для стран и народов региона.
Что касается конкретно Армении, России должна диверсифицировать свои контакты во внутриполитическом поле. То есть развивать отношения не только с властью, а и установить контакт с широким политическим спектром, в частности с теми силами, которые по убеждению являются сторонниками углубления армяно-российских союзнических отношений. По карабахскому вопросу они придерживаются диаметрально противоположной власти позиции. Их голос посредством медийной пропаганды должен быть услышан и в самой России, и во всем мире.
Если эти политические силы укрепят свои позиции и увеличат свое влияние и авторитет, появится возможность победить на парламентских выборах. Но если в Москве по-прежнему будут придерживаться мнения о том, что нужно работать только с действующей властью, чтобы она, так сказать, меньше «делала пакости», то тогда нынешняя прозападная политика официального Еревана останется в повестке.
— А есть ли в Армении силы, с которыми России необходимо активно работать?
— Есть, конечно. Со своими единомышленниками из 23 организаций мы недавно создали движение «Вместе». Его цели: во внутренней политике — это спасение, сохранение и развитие государственности Армении, во внешней политике — ориентация в первую очередь на Россию, а также Иран, Индию и Китай. Мы считаем, что отношения с этими государствами должны быть доверительными и взаимовыгодными. Однако это не означает, что Армения должна быть изолирована от остального мира. Тем более что армянская диаспора рассеяна по всему миру.
— В январе нынешнего года Армения отказалась проводить учения ОДКБ на своей территории, что отнюдь не говорит о доверительности союзнических отношений…
— В связи с этим поделюсь весьма интересной информацией. По моим сведениям, если бы учения ОДКБ состоялись, планировалось, что они должны были быть проведены не только на территории собственно Армении, а и в Лачинском коридоре, который, по заявлению лидеров России, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020 года, является экстерриториальным и зоной влияния дислоцированных там российских миротворцев. Что, в свою очередь, привело бы к уходу так называемых азербайджанских «экоактивистов», блокирующих дорогу из Арцаха (армянское историческое название Нагорного Карабаха. — Ред.) в Армению.
— Насколько соответствуют действительности эти сведения?
— Если они не соответствуют действительности, пусть власти Армении опровергнут их и представят план этих учений.
— Нынешняя внутриполитическая конфронтация в Грузии однозначно свидетельствует о том, что геополитическое противостояние в Закавказье углубляется. И, судя по всему, параллельно с армяно-азербайджанской конфронтацией мировые игроки пытаются конкретизировать свои позиции также в Грузии. Складывается впечатление, что в разных геополитических центрах прямо призывают эту страну, чтобы она окончательно определилась в своих геополитических предпочтениях.
— Сегодня мы видим, что геополитические центры хотят навязать свои представления остальному миру. В подобную логику входят и нынешние события в Грузии. Долгие годы казалось, что эта страна окончательно определилась с внешнеполитическим выбором: она идет в западном направлении. Однако в последний год грузинское руководство проявило определенную самостоятельность в принятии решений по внутренней и внешней политике. В частности, в контексте украинского конфликта из своих же интересов Тбилиси не собирается углублять противостояние с Россией. А на днях парламент страны в первом чтении принял законопроект об иностранных агентах, который Запад посчитал пророссийским. После чего под давлением многотысячных прозападных митингов правящая партия «Грузинская мечта» объявила об отзыве проекта закона.
То есть получается, что Грузия не имеет права вести независимую от Запада политику. События в этой стране свидетельствуют, что каждая страна должна принимать самостоятельные решения, без окрика извне. Геополитический разлом между Россией и Западом сегодня стал еще более очевидным и огромным, и искать пути примирения очень сложно. Все это входит в логику Запада по переформатированию Закавказья.
— Каковы ваши прогнозы относительно ожидаемого развития событий, к примеру, на той же Украине?
— По моим прогнозам, в войне на Украине в ближайшее время победителя не будет. Позиционные бои продолжатся. Вследствие усталости противостоящих сторон летом будет взята большая пауза. Как будет она использована для того, чтобы найти приемлемые решения, от этого очень многое зависит. Также отмечу: все те, в том числе и в Армении, кто считает, что Россия якобы уходит с геополитической арены, в частности из Закавказья, очень сильно ошибаются.
— Сегодня Россия де-юре союзник Армении и де-факто имеет партнерские отношения с Турцией и Азербайджаном. В то же время очевидно, что существуют серьезные геополитические противоречия между Москвой и Анкарой. Сколь долго может продлиться подобная неоднозначность?
— На данном этапе Россия будет взаимодействовать как с Арменией, так и Азербайджаном и Турцией. В то же время в Москве прекрасно понимают, что усиление турецкого влияния в регионе в геополитическом плане — серьезный фактор против нее. Поэтому Москве необходимо, чтобы существовал баланс сил в регионе. Таким балансом может быть Армения, чего сегодня нет. А это возможно, объединив в первую очередь особенности и возможности географического положения нашей страны и единство Армении и мировой армянской диаспоры. При подобном развитии влиятельные региональные и мировые игроки — сторонники усиления Армении, в частности Россия, безусловно исходя из собственных интересов, будут содействовать нам.
Беседовал Карен Тер-Арутюнян
EADaily. 13.03.2023