Поразительные перспективы

Андрей Фролов, военный эксперт


Владимир Путин 25 марта объявил о размещении тактического ядерного оружия в Белоруссии. По его словам, Россия уже помогла переоборудовать часть белорусских самолетов для его применения, передала ракетные комплексы «Искандер», и с 3 апреля приступает к обучению экипажей. А к 1 июля будет завершено строительство хранилища для тактического ядерного оружия. Как изменит его появление в Белоруссии расклад сил?

Российский президент накануне отметил, что Россия не передает своему союзнику ядерное оружие, а делает то, что сами США делали десятилетия. То есть это та же логика, которой следуют Соединенные Штаты. Боевая авиация их союзников также может применять ядерные боеприпасы. Для этого часть самолетов оснащена соответствующим программным обеспечением, и летчики регулярно проходят соответствующие тренировки. При этом контроль над боеприпасами находится у самих США.

Судя по всему, точно так же дело будет обстоять и с размещением тактического ядерного оружия в Белоруссии. Какая-то группа белорусских летчиков уже обучается его применению. Видимо, самолеты, которые они получили, пройдут соответствующую доработку.

С военной точки зрения логика очень простая: за счет вынесения баз хранения тактического ядерного оружия на запад в случае его применения белорусскими или российскими вооруженными силами мы сможем значительно увеличить зону покрытия оперативно-тактических комплексов «Искандер». В зону поражения попадают территория Чехии, Словакии, практически вся Польша, возможно, даже восточная часть Германии. Это резко меняет все расклады.

В каком-то смысле тем самым купируется польское военное строительство. Теперь получается, что Польша охвачена с двух сторон — с севера, со стороны Калининградской области, и с востока. В случае какого-то конфликта им будет намного сложнее выстраивать систему противовоздушной обороны. Скорее всего, сейчас они будут активно развивать средства ПВО.

Для российского военно-политического руководства это будет дополнительным аргументом в ситуации возможной дальнейшей эскалации ситуации. Наличие хранилища и подготовленных белорусских летчиков и самолетов не означает, что тактическое ядерное оружие будет использовано. Но в случае каких-то враждебных действий со стороны НАТО, в первую очередь на Украине, которые могут привести к прямому военному столкновению, в рамках сдерживания российское руководство может ядерную опцию задействовать. По крайней мере, в рамках каких-то деклараций.

Самое главное, мы видим, что Белоруссия становится окончательно интегрированной в российское военное строительство. Причем не только по конвенциональным вооружениям, но и по элементам российских сил ядерного сдерживания. Это беспрецедентное событие в истории России. В Советском Союзе во времена Варшавского договора допускалось применение тактических ядерных боеприпасов союзниками. Поэтому здесь мы возвращаемся к пройденному.

Что касается безопасности Белоруссии, то у нас в доктрине написано, в каких случаях Россия может применить ядерное оружие. Среди них — защита союзников. Размещение тактического ядерного оружия в этой стране повышает ее безопасность, потому что все видят, что этот пункт не является каким-то блефом.

Еще один фактор — увеличение количества носителей. За счет белорусской авиации мы получаем еще одну эскадрилью, которая может применять тактическое ядерное оружие. Кроме того, Белоруссия уже получила комплект оперативно-тактических ракетных комплексов, которые тоже могут применять ядерные боеприпасы.

Какой ответ может быть со стороны НАТО? Не исключаю, что США могут увеличить количество свободно падающих бомб на своих базах в Европе. А кроме того, поляки давно просят, чтобы американское ядерное оружие было размещено в Польше, и чтобы их летчики могли его применять. Не исключено, что эту опцию могут публично начать проговаривать.

Подводя итог, можно сказать, что Россия получает возможность поражать более удаленные цели, чем если стрелять только с территории Калининградской области. В первую очередь речь идет о юго-западном направлении. Второе — усиление интеграции Белоруссии в военную машину России. Третье — мы укрепляем безопасность союзника за счет демонстрации своих намерений. И кроме того, наши тактические ядерные средства поражения получают дополнительную гибкость. Появление нового хранилища на территории Белоруссии повышает их рассредоточенность. Вариативность применения тактического ядерного оружия для России тоже возросла.

Известия. 27.03.2023

Читайте также: