ОДКБ наращивает активность в Центральной Азии - США против

Максим Крамаренко


Напряженность в мире растет, старые механизмы международной безопасности деградировали. На этом фоне в Центральной Азии растет роль ОДКБ. Как военный союз адаптируется к новым угрозам и что пытаются этому противопоставить США – в материале Ia-centr.ru.

На фоне роста нестабильности на пространстве Большой Евразии заметно повышается активность Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Имангали Тасмагамбетов, ставший с начала текущего года генеральным секретарем ОДКБ, успел встретиться с секретарями Советов безопасности России, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана, а также с главами стран-участниц (кроме президента России Владимира Путина – прим. Ia-centr.ru).

Возможно, Тасмагамбетов прилетел бы и в Ереван, но там в последнее время пытаются дистанцироваться от ОДКБ. В этом году Армения отказалась проводить у себя учения «Нерушимое братство» и также решила не занимать квоту заместителя генсека Организации.

Перед Тасмагамбетовым стоят задачи по изучению непростой оперативной обстановки. На западном фланге ОДКБ нарастает внешняя угроза со стороны Украины и Польши, которые могут втянуть Белоруссию в конфликт Запада с Россией, на юго-востоке существует вероятность возобновления конфликта на киргизско-таджикской границе и усиления фактора Афганистана. Все это может негативно сказаться на коллективной безопасности.

На европейском направлении актуальные задачи по предупреждению агрессии и защиты от нее в первую очередь будет решать региональная группировка войск Белоруссии и России, которая развернута с 2022 года.

Что касается пограничной проблемы между Киргизией и Таджикистаном, то сейчас основные усилия ОДКБ, как считает российский эксперт Александр Князев, должны быть направлены на демилитаризацию «конфликтных» участков и взятие их под контроль мониторинговой группой и миротворческим контингентом Организации. Скорее всего, с этими предложениями Тасмагамбетов посещал обе республики.

Афганская проблематика многоаспектна и требует выработки единого подхода среди стран – участниц ОДКБ по ее купированию.

Помимо изучения вызовов и угроз в зонах ответственности ОДКБ, Тасмагамбетов начал продвигать тему военно-экономического сотрудничества среди стран – участниц Организации.

На встрече с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым он предложил формировать многостороннюю кооперацию предприятий ВПК стран ОДКБ по совместной разработке и производству вооружения и военной техники, созданию сервисных центров по их техническому обслуживанию и ремонту.

Военно-экономическое сотрудничество в ОДКБ – важная составляющая интеграции, так как оно подразумевает не только оснащение вооруженных сил новейшим вооружением, но и развитие военно-инженерной мысли во всех государствах Организации, а также, что немаловажно, сохранение общих стандартов вооружения.

Инициатива Тасмагамбетова актуализирует Концепцию стандартизации вооружения и военной техники в рамках ОДКБ, то есть запустит работу оборонных предприятий по единым техническим стандартам, обеспечивая совместимость вооружений по различным параметрам.

Кроме этого, сама ОДКБ постепенно модернизируется. Идет ратификации над документами, которая позволит военному союзу эффективнее взаимодействовать с ООН. После завершения ратификации ОДКБ сможет под эгидой «координирующего государства» формировать миротворческий контингент и вести операции при наличии мандата ООН.

В феврале 2023 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о том, что в ОДКБ разрабатывается миротворческий потенциал. Он отметил, что «по предложению Казахстана мы вносим дополнение» в соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, «потому что в нем сказано, что миротворческие силы ОДКБ развертываются по согласованию и с санкции Совета Безопасности ООН». По мнению Сергея Лаврова, эта норма избыточна и, как он считает, достаточно только обращения одной из стран-участниц в Совет коллективной безопасности.

Если обратиться к тексту самого Соглашения о миротворческой деятельности, то в статье 3 отмечается, что миротворческие операции ОДКБ санкционируются Советом коллективной безопасности (органом ОДКБ), если они проводятся на территории стран-участниц, как это было, к примеру, в Казахстане в январе 2022 года, либо – Советом Безопасности ООН, если это происходит на территории государства, не входящего в состав ОДКБ.

Смысл готовящихся поправок в документах ОДКБ, о которых говорил Лавров, заключается в том, чтобы ОДКБ могла самостоятельно принимать решение о проведении миротворческой операции на территории государств, не входящих в ее состав, без согласования с ООН.

Речь идет не просто об активизации деятельности ОДКБ. Обострение нестабильности в Большой Евразии указывает на неэффективность универсальных всемирных институтов предупреждения и разрешения конфликтов, коим является Совет Безопасности ООН. По крайней мере, в том виде, в котором он существует сейчас.

Поэтому сейчас ОДКБ, вероятно, рассматривается политическими элитами стран-участниц, как основа для создания автономной системы региональной безопасности.

Речь не идет об окончательном разрыве с международными институтами, такими как ООН. Формат взаимодействия с ними останется, для этого и вводится положение о «координирующем государстве», которое будет действовать по мандату ООН.

Есть риск того, что миротворческую операцию будет жизненно важно провести, но выдача мандата ООН будет заблокирована в Совете Безопасности некоторыми другими странами. Именно поэтому ОДКБ планирует расширить свои полномочия по осуществлению военно-политической деятельности за пределами границ стран-участниц.

Понятно, что речь не о далеких «миротворческих походах». ОДКБ интересует ситуация в сопредельных государствах, где может возникнуть угроза нашей коллективной безопасности. Если говорить о Центральной Азии, то это Афганистан, с территории которого группы боевиков могут начать реализовывать военные и террористические акции в отношении стран – участниц ОДКБ.

Возрождение существовавшей ранее при СССР кооперации между оборонными предприятиями стран ОДКБ, которое недавно актуализировал генсекретарь, возможно, направлено на создание ресурсной базы для этой автономной системы безопасности в регионе.

Чтобы не допустить развития военно-экономического и военно-технического сотрудничества в рамках ОДКБ, Соединенные Штаты инициировали дискуссию о том, что Россия из-за СВО в определенный момент не сможет поставить странам Центральной Азии боеприпасы и вооружение для защиты границ. В частности, об этом заявил помощник госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Дональд Лу. Бывший посол США в Киргизии отметил, что сейчас обсуждается вопрос: откуда страны региона в случае возникшей необходимости смогут получить оборонительные средства, назвав при этом США, Японию и Южную Корею как возможных поставщиков вооружения.

Вашингтон отчетливо понимает, что возрождение военной промышленности в рамках ОДКБ повышает уровень независимости стран-участниц. Что бы этого не допустить, США планируют подсадить некоторые страны – участницы ОДКБ на «оружейную иглу», возможно, первоначально и бесплатную.
«Особая позиция» Армении в ОДКБ, вероятно, явление этого же порядка, которое, по мнению ряда экспертов, является свидетельством стремления политической элиты страны покинуть Организацию. Понятно, что это желание мотивировано Западом, стремящимся воспрепятствовать появлению автономной системы безопасности в нашем регионе. Но, как считает эксперт из Еревана Григор Баласанян, выход страны из ОДКБ не будет соответствовать интересам армянского народа.

Пока, за исключением Армении, остальные участники ОДКБ демонстрируют готовность к дальнейшей эволюции Организации, к которой могут присоединиться и другие государства. Так, в настоящее время Сербия и Афганистан являются странами-наблюдателями по парламентской ассамблее ОДКБ. Кроме этого, ШОС проявляет большой интерес к развитию сотрудничества с ОДКБ, так как у этих организаций есть много пересекающихся линий и зон ответственности.

ИАЦ МГУ. 14.03.2023

Читайте также: