Молдавская оппозиция разобщена на радость проевропейским властям

Илья Киселев


Само понятие демократии, которое зачастую продвигается отнюдь не демократическими методами, предполагает взаимодействие правящего большинства и оппозиционных политических сил в работе на благо государства и народа. Однако подобное встречается крайне редко, а в подавляющем большинстве случаев имеет место ожесточенная политическая борьба, в которой оппозиция стремится занять место более успешных политических оппонентов. Как правило, оппозиционные силы неоднородны, и в их среде также присутствует острая междоусобная конкуренция, чем чаще всего и пользуются те, кто стремится остаться у власти.

Именно такая ситуация и складывается сегодня в политической оппозиции Республики Молдова, которая разобщена и расколота на радость правящей единолично партии «Действие и солидарность» (ПДС).

Картина, которая открывается при более или менее пристальном изучении молдавской оппозиции, является отражением общей ситуации в стране, где население в геополитическом плане расколото практически пополам в стремлении вступить в Евросоюз и в категорическом неприятии подобного пути дальнейшего развития Молдовы. Именно поэтому условное деление политических партий на «левых» и «правых» также имеет геополитический оттенок.

Несмотря на то, что «левыми» принято называть Партию коммунистов и Партию социалистов, это не соответствуют тем идеологическим концепциям, которые присутствуют в их названиях. При этом они твердо и последовательно выступают за развитие всесторонних и прочных отношений с Российской Федерацией и настаивают на необходимости проведения Молдовой сбалансированной внешней политики, соответствующей нейтральному статусу страны, отраженному в Конституции.

В противовес им существует большое число так называемых правых партий, которые выступают за единственно возможный, по их мнению, вариант развития Молдовы – проевропейский. К числу «правых» также относят и унионистские партии, выступающие за вхождения Молдовы в состав Румынии, что тоже является одним из вариантов евроинтеграции страны. Однако сегодня их политическая повестка выглядит бледно и неактуально на фоне того, что при правлении ПДС Молдова получила статус кандидата в члены Евросоюза, а во главе государства находятся граждане Румынии – обладателями румынских паспортов являются президент Майя Санду, спикер парламента Игорь Гросу, премьер Дорин Речан, министры и депутаты парламентского большинства, а также глава Конституционного суда Молдовы Домника Маноле.

По сути, правым политическим партиям остается только выискивать какие-то мелкие огрехи в деятельности коллег по политическому флангу и критиковать с оглядкой на общих западных спонсоров, которые перенесли в политику правила бизнеса и раскладывают яйца по разным корзинам, продолжая на всякий случай выделять «по мелочи» всем молдавским проевропейцам. Подобные мелкие прозападные партии терпеливо ждут своего часа, когда настанет их очередь стать «любимой женой» и получить ту поддержку, которая позволит им пройти в парламент и припасть к государственной кормушке. А пока они балансируют на грани 1% голосов, получаемых на выборах.

В отличие от них, левые политические партии имеют реальное поле для критики нынешней власти Молдовы не только в свете геополитического курса Майи Санду и ПДС, но и в связи с тем, что представители этой партии зарекомендовали себя в качестве самой некомпетентной власти за всю 30-летнюю историю независимости РМ. В итоге это вылилось в беспрецедентный уровень инфляции, многократное повышение тарифов на газ, электроэнергию, отопление и воду. Все это, в свою очередь, повлекло за собой подорожание продуктов питания и услуг. Возникла ситуация, при которой начало протестов стало только вопросом времени и их организации. Однако инициаторами и лидерами этого протестного движения стали не Партия социалистов или Партия коммунистов, как можно было ожидать, а политическая партия «Шор», основанная бизнесменом Иланом Шором и названная по его фамилии.

И.Шор – один из самых известных предпринимателей страны, возглавил бизнес-империю после смерти своего отца Мирона Шора. Одним из самых прибыльных его активов являлась сеть магазинов duty-free на всех пограничных КПП Молдовы, включая и единственный в стране международный аэропорт Кишинева. В 2013 году было подписано концессионное соглашение между Агентством госсобственности Молдовы и компанией Илана Шора Avia Invest, по которому управление «воздушными воротами» страны переходило к этой компании. Это соглашение было одобрено правительством, в состав которого входила и нынешний президент страны М.Санду, также проголосовавшая за. Надо отметить, что за этот период в кишиневском аэропорту был наведен невиданный до того порядок.

В 2015 году Илан Шор победил на выборах мэра районного города Оргеев, и с тех пор этот райцентр служит образцом для всех других городов подобного уровня. Возможно, именно это и способствовало росту популярности партии «Шор», а также тому, что на парламентских выборах 2021 года эта партия прошла в парламент, где получила 6 депутатских мандатов.

Однако ранее, в 2017 году, И.Шор был обвинен по делу о «краже миллиарда долларов» из банковской системы республики и приговорен кишиневским судом к 7,5 года лишения свободы. Приговор был обжалован, и до сих пор дело рассматривается в апелляционной инстанции. Сам Шор в настоящее время находится за пределами Молдовы.

Ныне именно политическая партия «Шор» возглавляет протестное движение против существующей власти. При этом партия пользуется широкой поддержкой, прежде всего, пенсионеров благодаря тому, что ранее на средства И.Шора по всей стране была открыта сеть социальных магазинов, где пенсионеры, остающиеся самым неимущим классом, могли купить продукты питания по льготным ценам, зачастую по себестоимости. Это позволило партии организовать широкое протестное движение: на митинги, которые организуют шоровцы в Кишиневе, приезжают люди со всей Молдовы. Большинство таких протестов проходят с требованиями социально-экономической помощи населению и отставки всей действующей власти.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день именно партия «Шор» является наиболее преследуемой со стороны президента Санду и действующей власти. Вице-председатель партии «Шор» Марина Таубер и депутаты партии неоднократно задерживались правоохранителями после того, как парламентское большинство ПДС лишило их депутатской неприкосновенности. Таубер, кроме этого, долгое время провела под домашним арестом по обвинению в незаконном финансировании партии, но в итоге суд снял с нее все ограничительные санкции. В районных организациях партии по всей Молдове неоднократно проводились обыски и задержания активистов. Руководство правящей партии ПДС не скрывает своего намерения вообще запретить эту партию, ликвидировав таким образом источник беспокойства и неудобства.

В существующей ситуации, когда партия «Шор» регулярно организует митинги протеста, вызывает, мягко говоря, удивление позиция левых партий – ПКРМ и ПСРМ. И если на многих митингах, организованных партией «Шор», все-таки присутствовали и выступали депутаты от Партии коммунистов, то социалисты полностью игнорировали проходившие протесты. На сегодняшний день понятно, что только консолидация и полное объединение всей оппозиции – левого политического фланга – позволят создать мощный политический фронт, способный остановить Молдову от сползания в открытый конфликт с Россией, чреватый непоправимыми последствиями, и обеспечить смену власти.

Отдельные эксперты считают, что Партия социалистов не хочет присоединяться к акциям партии «Шор», опасаясь за свою репутацию. Однако в 2019 году социалисты не думали ведь о своей репутации, вступая в коалицию с Майей Санду и Андреем Нэстасе, чтобы избавить Молдову от Плахотнюка. Сегодня опасность, грозящая стране, намного больше, а оснований для пассивности еще меньше. Подобная позиция руководства Партии социалистов может привести к тяжелым последствиям – парламентскую фракцию ПСРМ начали покидать депутаты, переходя в статус независимых.

Понятно, что ситуация, которая наблюдается в стане молдавской оппозиции, полностью устраивает главу государства и парламентское большинство – они являются единственными выгодоприобретателями того, что оппозиция никак не может найти между собой общий язык.

Ритм Евразии. 23.03.2023

Читайте также: