В Москве довольны сотрудничеством с Астаной

Виктория Панфилова


Укрепление связей России и Казахстана является безусловным приоритетом двух стран. К такому выводу пришли премьер-министры Михаил Мишустин и Алихан Смаилов в ходе переговоров, состоявшихся на полях заседания межправительственного совета ЕАЭС в Алма-Ате. Заявление премьеров прозвучало после сообщения о предстоящем закрытии торгового представительства Казахстана в РФ и на фоне заявлений ряда видных представителей российского истеблишмента об отходе Астаны от Москвы ради сохранения хороших отношений с Западом.

Решение о закрытии торгового представительства Казахстана в РФ будет утверждено 15 февраля, сообщило Министерство торговли и интеграции республики. До этого времени будут проходить публичные обсуждения данного вопроса. В политических кругах решение казахстанского правительства расценили как очередной шаг Астаны в сторону Запада и стремление уйти от вторичных санкций против России.

Примечательно, что документ о закрытии торгпредства появился накануне визита премьер-министра Михаила Мишустина в Казахстан, где 2–3 февраля в Алма-Ате состоялось заседание Евразийского межправительственного совета (ЕМПС) и прошла двусторонняя встреча с главой казахстанского правительства Алиханом Смаиловым. Именно он стоит за распоряжением о закрытии «Торгового представительства Республики Казахстан в Российской Федерации». Однако публично премьеры РФ и Казахстана этот вопрос обсуждать не стали, а акцентировали внимание на совместных проектах, подвели итоги 2022 года, и, судя по всему, остались довольны.

Так, глава казахстанского правительства отметил, что между странами поступательно развивается экономическая кооперация, растет взаимная торговля и реализуются совместные проекты – всего 26 почти на 1 млрд долл. Дополнительно реализуются или находятся в проработке 84 крупных проекта почти на 23 млрд долл. с созданием 24 тыс. рабочих мест. При этом активный политический диалог между лидерами двух стран обеспечивает высокую динамику по всему спектру казахстанско-российского партнерства. «Это наглядно показывает потенциал развития казахстанско-российского сотрудничества, который нам необходимо активно поддерживать и развивать», – подчеркнул Смаилов.

Со своей стороны Михаил Мишустин сообщил, что правительства двух стран находятся в постоянном контакте и в режиме реального времени решают наиболее важные задачи межгосударственного взаимодействия, говорится в сообщении пресс-службы. «Для нас укрепление отношений с Казахстаном является безусловным приоритетом. Наше сотрудничество основано на принципах дружбы, стратегического партнерства и союзничества. Между двумя странами успешно развивается взаимная торговля. При этом мы считаем важным ускорить создание новых производственных цепочек в промышленности, машиностроении, энергетике, транспортной сфере и других отраслях», – сказал Мишустин.

Возвращаясь к теме закрытия торгового представительства Казахстана в России, Министерство торговли и интеграции республики сообщило 4 февраля, что решение было принято в связи с оптимизацией работы госорганов и на фоне высокого уровня взаимодействия с РФ.

Тем не менее такое объяснение удовлетворило не всех. В частности, зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин полагает, что Казахстан маневрирует. «Это его поведение было и до начала специальной военной операции. Связано оно с желанием сохранить связи со странами, которые сегодня вовлечены в санкционный режим. Скорее всего это решение о закрытии торгового представительства связано с этим», – предположил Затулин.

Директор Агентства этнонациональных стратегий, профессор Александр Кобринский поддерживает официальную версию о сокращении штатов и оптимизации госструктур. «Закрытие торгпредства – это внутреннее дело Казахстана. Важно не наличие представительства, а наличие торговых связей России с Казахстаном. Они же резко возросли. Но в то же время в Казахстане есть влиятельные силы, работающие на отдаление страны от России. Это факт, и это ни к чему хорошему не приведет. Это путь в никуда», – сказал «НГ» Кобринский. По мнению эксперта, логично задаться вопросом: если Казахстан уходит от России, то с кем он себя видит?

Руководитель Центра общественной дипломатии и анализа мировой политики, научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Воробьев сказал «НГ»: «Закрытие торгового представительства Казахстана в России в большей степени является политически обусловленной мерой, нежели экономической. Россия является крупнейшим торгово-экономическим партнером Казахстана, лидером по товарообороту с республикой, ключевым партнером по ЕАЭС. С учетом данных факторов закрытие торгового представительства выглядит, мягко говоря, странным, и просто «оптимизацией штата» его вряд ли получится объяснить». Эксперт подчеркнул: «Очевидно, что власти Казахстана сегодня находятся под сильным давлением Запада. Однако и только этим ситуацию вряд ли получится объяснить. Вероятно, причина заключается в том, что нынешнее руководство Казахстана разделяет тезис о том, что стране желательно отдалиться от РФ, дабы сохранить международно-политическую субъектность и хорошие политико-экономические отношения с Западом, от которого сырьевой Казахстан и его элита сильно зависят экономически. Этим и обусловлен текущий мягкий дрейф Казахстана от России, попытка плавной политической и экономической переориентации страны». Он отметил, что «это решение властей Казахстана вряд ли пойдет на пользу двусторонним отношениям».

Вероятно, с Евросоюзом. «Казахстан в будущем должен вступить в ряды стран Европейского союза» – такое мнение высказал депутат, лидер партии «Ак жол» («Светлый путь») Азат Перуашев. По его словам, республика должна внедрять европейский путь развития, так как европейские подходы в отношениях государства и общества, европейские стандарты качества жизни – это то, к чему нужно стремиться. Безусловно, все понимают, что это предвыборные обещания партии, в марте в Казахстане пройдут выборы в парламент, но направление указано, поскольку «Ак жол» – провластная партия, имеющая свою фракцию в парламенте. Правда, Перуашев не уточнил, как он видит одновременное членство Казахстана в ЕС, в Евразийском экономическом союзе и в ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности).

Независимая газета. 05.02.2023

Читайте также: