Рынок ЕАЭС критически важен для обрабатывающей промышленности Казахстана – экономист КИСИ
2022 г. запустил масштабную трансформацию мировой экономики. На фоне антироссийских санкций Запада переориентируются торговые потоки, растет роль национальных валют в международных расчетах. Несмотря на всю турбулентность, Евразийский союз демонстрирует значительный потенциал, а Россия остается ключевым партнером Казахстана. Связанность экономик двух стран проявляется на разных уровнях, от транспорта и логистики до промышленной кооперации. Какую роль для Казахстана играет ЕАЭС, и какие направления интеграции приоритетны для Астаны, в интервью «Евразии.Эксперт» рассказал главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана Вячеслав Додонов.
– Вячеслав Юрьевич, по итогам 2022 г. президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркивал, что «ни о каком притормаживании интеграционных процессов со стороны Казахстана не может быть и речи». Какое значение для Казахстана играет участие в ЕАЭС, какие выгоды приносит для экономики?
– Сотрудничество по линии ЕАЭС имеет много измерений и не ограничивается взаимной торговлей. Это и взаимные инвестиции, и торговля услугами, среди которых основной объем формируют грузоперевозки и поездки граждан (туризм), и совместное предпринимательство – создание предприятий с участием капитала из стран объединения.
Также важное значение в отдельных сферах экономики имеет деятельность финансовых институтов ЕАЭС. Для Казахстана это прежде всего ЕАБР, который финансирует различные проекты по модернизации инфраструктуры на миллиарды долларов. В перспективе могут быть реализованы и проекты по линии Евразийского фонда стабилизации и развития. Не следует также забывать о том, что ЕАЭС как организация создает преференциальные режимы сотрудничества с третьими странами в рамках различных договоров (зон свободной торговли и тому подобного), которые способствуют активизации экономического взаимодействия с ними Казахстана.
Например, значительно выросли показатели внешней торговли Казахстана и Вьетнама после того, как в 2016 г. начало действовать соглашение о свободной торговле этой страны с ЕАЭС. Значимость для Казахстана всех основных сфер экономического сотрудничества, будь то торговля, инвестиции или совместное предпринимательство подтверждается тем, что соответствующие показатели сотрудничества опережают аналогичные индикаторы для остального мира. То есть, оно развивается более динамично, хотя в отдельные годы может быть и отставание.
– Несмотря на давление внешних факторов, товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС за январь-октябрь 2022 г. вырос более чем на 7%, составив $23 млрд. Какую роль рынок Евразийского союза играет во внешней торговле Казахстана?
– Действительно, по итогам десяти месяцев прошлого года товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС вырос на 7,1%, при этом основной вклад в это увеличение внес казахстанский экспорт, который возрос на 22,4%, тогда как рост импорта составил только 0,9%.
Те факторы, о которых вы говорите, обусловили худшую динамику торговли с партнерами по ЕАЭС, чем для казахстанской внешней торговли в целом, которая за этот же период выросла на 34%. Действие этих факторов проявилось, в частности, в низких показателях роста импорта из стран ЕАЭС. Это связано, во-первых, с нарушением ритмичности поставок и, во-вторых, с сильным укреплением курса рубля к тенге, что привело к значительному удорожанию российских товаров, на которые приходится более 90% импорта из стран ЕАЭС.
Если же говорить в целом о роли стран ЕАЭС как торговых партнеров Казахстана, то она очень велика. Причем, она была велика всегда – и до формирования ЕАЭС, и даже до создания Таможенного союза в 2011 г. А в период функционирования ЕАЭС доля стран объединения во внешнеторговом обороте Казахстана колебалась в интервале от 21,3% в 2015 г. до 26,1% в 2021 г., то есть, постепенно росла. За десять месяцев 2022 г. она составила 20,8%.
При этом на страны ЕАЭС приходилось в эти годы от 36,6% до 45,3% импорта и от 9,8% до 13% экспорта. Можно отметить, что роль стран ЕАЭС как рынка сбыта для казахстанской продукции также постепенно росла, и максимальная их доля в казахстанском экспорте в 13% была показана в 2021 г.
Экспортные поставки в страны ЕАЭС для Казахстана могут показаться не слишком значимыми, но надо учитывать, что именно эти страны являются основным рынком сбыта для несырьевого казахстанского сектора, в том числе для обрабатывающей промышленности, развитие которой является приоритетом экономической политики на протяжении многих лет.
На рынок ЕАЭС по итогам 9 месяцев 2022 г. пришлось 65% экспорта строительных материалов, 64% экспорта обуви, 58% экспорта продукции машиностроения, 46% экспорта текстиля, 43% экспорта продукции химической промышленности, 17% экспорта металлов. Последние две товарные группы являются крупнейшими несырьевыми статьями казахстанского экспорта. Поэтому, несмотря на умеренную долю ЕАЭС в казахстанском экспорте в целом, этот рынок критически важен для ведущих отраслей обрабатывающей промышленности.
– Какие направления работы в Евразийском союзе для Казахстана ключевые?
– Полагаю, для Казахстана важна транспортно-транзитная сфера, так как основные потоки экспорта из страны идут в Европу по территории государств ЕАЭС. Важно как надлежащее функционирование соответствующих транспортных коридоров, так и льготные тарифы на их услуги. Также актуальными остаются проблемы доступа на рынок услуг и, в частности, к государственным закупкам стран-партнеров. Наконец, важной является нормализация свободного перемещения ряда товаров, так как в новых реалиях появились дополнительные препятствия и ограничения на их вывоз с территории Российской Федерации. Очевидно, есть необходимость выработки неких адаптационных механизмов, позволяющих преодолевать такого рода ограничения в торговле со странами ЕАЭС в текущих условиях.
Также Казахстан традиционно заинтересован в притоке иностранных инвестиций – привлечение зарубежных партнеров, особенно в несырьевые отрасли, всегда было и остается в настоящее время приоритетом экономической политики. В этом отношении прогресс сотрудничества в рамках ЕАЭС достаточно явно выражен, хотя в данном случае это сотрудничество представлено практически исключительно одной страной объединения – Россией.
Если накануне создания ЕАЭС, по итогам 2014 г., Россия была шестой страной по объему накопленных в Казахстане инвестиций, то в настоящее время, по итогам первого полугодия текущего года она переместилась на третье место, а объем этих инвестиций увеличился в 3,3 раза и составляет $22,4 млрд. При этом российские инвестиции сосредоточены в несырьевом секторе – максимальный удельный вес приходится на обрабатывающую промышленность (более 31%), тогда как доля добывающей промышленности составляет менее 10%.
Доля России в накопленных иностранных инвестициях в обрабатывающую промышленность Казахстана составляет 30%, и это максимальный показатель среди всех стран мира. Он отражает, в том числе, и роль евразийской интеграции в развитии приоритетной для казахстанской экономики сферы.
Россия, в свою очередь, также является значимой локацией для приложения казахстанских инвестиций с растущей ролью. Объем накопленных инвестиций Казахстана в России за период существования ЕАЭС вырос в 1,5 раза и сейчас составляет $11,3 млрд. Россия в настоящее время стала третьей страной по размеру накопленных казахстанских инвестиций, тогда как накануне создания ЕАЭС занимала четвертое место.
Справочно:
Как заявлял посол России в Астане Алексей Бородавкин, за первые 6 месяцев 2022 года в экономику Казахстана поступило $900 млн российских инвестиций. Согласно официальной статистике, Россия входит в число крупнейших источников накопленного капитала для экономики республики Казахстан – $19,3 млрд. А по неофициальным подсчетам, включающим российские средства, которые поступили в Казахстан через офшорные зоны, речь идет о $45 млрд.
– Как вы рассматриваете возможность расширения ЕАЭС?
– В текущих условиях процесс расширения не будет продолжаться ввиду того, что сейчас ЕАЭС объективно испытывает проблемы с надлежащей реализацией принципов своего функционирования, в частности, с реальным обеспечением «четырех свобод». В то же время, процесс дальнейшего расширения круга партнеров ЕАЭС – стран, имеющих с объединением договоры о свободной торговле или иные режимы преференциального сотрудничества, – может продолжиться.
Вполне вероятно, что круг этих стран будет расширяться, также возможно углубление партнерства с государствами, уже имеющими такие договоры, например, с Ираном и/или Китаем. Также допущу, что может быть активизирован трек «интеграции интеграций», то есть, сотрудничество между ЕАЭС и другими экономическими объединениями, в частности, БРИКС, АСЕАН и ШОС.
Евразия.Эксперт. 16.02.2023