Молдова: правящая партия угрожает репрессиями
Зураб Тодуа, историк, политолог, депутат парламента РМ (2010–2014)
19 февраля президент Республики Молдова (РМ) Майя Санду подписала так называемый закон «О сепаратизме», согласно которому в Уголовный кодекс будут внесены восемь новых статей. Протесты общественности, неправительственных организаций, представителей оппозиции не возымели действия. Теперь по таким статьям, как «Сепаратизм» и «Заговор против Молдовы», обвиняемым грозит тюремное заключение от двух до семи и более лет. Наказание предусмотрено за контакты и взаимодействие с «самопровозглашенной властью», «незаконной информационной структурой», производство и распространение информации, «подстрекательство к сепаратизму» и т.д.
Отдельно расписана ответственность за поддержание связи с иностранным государством с целью шпионажа и измены, оказание помощи «неконституционному субъекту», передача ему информации, составляющей государственную тайну…
Недоумение и возмущение критиков закона «О сепаратизме» вызвали его расплывчатые формулировки, которые открывают широкий простор для интерпретации. Под действие закона в первую очередь попадают государственные чиновники, которые ведут переговоры с представителями Приднестровья о решении экономических вопросов. Например, о поставках на правый берег электроэнергии, вырабатываемой Молдавской ГРЭС, которая находится под юрисдикцией Тирасполя. 32 года, прошедшие после распада СССР, почти вся правобережная Молдавия снабжается электроэнергией именно отсюда.
Вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян также попадает под действие новых статей УК. По роду своей работы он должен встречаться с представителями Приднестровья. При желании и здесь можно найти «заговор», опасные контакты с «самопровозглашенной властью», «подстрекательство» и даже измену родине. Потенциальными «преступниками» становятся 250 тыс. жителей Приднестровья, обладающих молдавским паспортом, а также иностранные предприниматели, которые поддерживают с экономическими агентами Приднестровья деловые отношения.
Депутатов от правящей партии PAS эти обстоятельства не тревожат. Они искренне и простодушно радуются своему успеху и сокрушаются, что этот закон не был принят ранее. По своей наивности либо излишней самонадеянности они не учитывают тот факт, что этот закон вполне в состоянии прилететь к ним бумерангом. Ведь под статью «заговор против Молдовы» легко попадают те, кто выступает за ликвидацию молдавской государственности и присоединение страны к Румынии.
Учитывая катастрофическое положение экономики, партии PAS сложно рассчитывать на продолжительное пребывание у власти. На будущих парламентских выборах в 2025 году она, вероятнее всего, потерпит поражение. В этом случае закон может сработать против депутатов правящей партии, а также против тех унионистских организаций, которые сейчас вольготно себя чувствуют при нынешней власти.
Представители правящей группировки об этом не думают. Они уверены в том, что будут находиться у власти долго. В Молдавии это довольно распространенный недуг у тех партий, которые побеждают на выборах. Сразу начинаются головокружение и потеря связи с реальностью. Возникает опасное заблуждение, что благоволение избирателя – это навсегда и ничто не способно такой порядок вещей изменить. Через такие взлеты и оглушительное падение в 90-е годы прошлого века прошел Народный фронт Молдовы, в нулевые годы – Партия коммунистов Республики Молдова, а позднее – Партия социалистов.
Мало кто в Молдавии сегодня сомневается, что партию «Действие и солидарность» (Partidul «Actiunea si solidaritatea» – PAS) рано или поздно постигнет та же участь. Залогом к тому послужили феерические провалы в экономике и социальной сфере, которые произошли за неполных два года пребывания у власти этой группировки.
Прошедший 2022 год оказался самым тяжелым за все время независимости. Непрофессиональные действия руководства страны привели к энергетическому кризису: цены на электроэнергию для потребителей возросли в три раза, на газ – в шесть (!) раз. Люди в массовом порядке отказываются от использования газа, переходят, где это возможно, на дрова и уголь. Инфляция вышла на уровень 35%. Цены на товары и услуги выросли на 25–50%. Даже более или менее состоятельные люди вынуждены ужиматься: массовыми стали случаи, когда проживающие в дорогих особняках семьи вынуждены ограничиваться обогревом только одной-двух комнат, потому что оплачивать отопление всего дома слишком накладно.
Прогнозы экономистов на этот год – самые неутешительные. Продолжение падения в экономическую пропасть, бедность, эмиграция.
Выступая с программной речью в парламенте, новый премьер-министр Дорин Речан заявил (дословно): «Мы должны развивать экономику, мы должны развивать общество, и мы должны меньше воровать, чтобы решить стоящие перед нами проблемы». Громче всех смеялись над этой оговоркой представители правящей партии. Им хорошо известно, что все обещания Майи Санду справиться с коррупцией – главная тема ее предвыборной кампании наряду с евроинтеграцией – остались на бумаге.
По данным румынского социолога Дору Петруци, недавно отставленное правительство Натальи Гаврилицы «провалилось по всем вопросам», особенно в части «касающейся долгожданной реформы юстиции и борьбы с коррупцией». Он также обратил внимание на разочарование тех, кто голосовал за партию PAS на досрочных выборах в июле 2021 года. 40–60% из них в ходе опросов подвергли критике руководство страны за невыполненные обещания и обманутые ожидания.
Президент РМ сбросила Наталью Гаврилицу с корабля, как ненужный балласт, рассчитывая удержать свой рейтинг и рейтинг партии PAS в преддверии выборов в местные органы власти, которые должны состояться в этом году. В ходе этих выборов серьезные проблемы для представителей правящей партии неизбежны. Разочарованных и озлобленных людей вряд ли успокоят очередные рассказы про евроинтеграцию, о которой бодро вещают провластные телеканалы. Неудача на местных выборах может серьезно осложнить перспективы переизбрания Майи Санду на второй срок в 2024 году.
Поиск внешнего врага (проверенный прием) – идеальная возможность укрепить положение правящей партии и при определенных обстоятельствах вообще отложить выборы, ссылаясь на чрезвычайное положение. Очевидно, что закон «О сепаратизме» был принят специально для борьбы с оппозицией. Под его статьи можно подвести все что угодно. В том числе, например, и публикацию статей в «Независимой газете».
Новому главе правительства в этом деле, судя по всему, отводится роль «сильной руки». Для усиления эффекта 13 февраля на пресс-конференции Майя Санду заявила о готовящемся вторжении русских, чеченских, сербских диверсантов, которые должны захватить правительственные здания и заложников. Зачем захватить и что они будут делать дальше, президент не пояснила. Но под раздачу попали болельщики сербской футбольной команды, которая как на грех называется «Партизан». Их не пустили в страну на игру своей команды с «Шерифом» из Тирасполя. История с диверсантами выглядела настолько неправдоподобно и глупо, что от нее отмежевались даже в США.
Тем не менее некоторые эксперты и наблюдатели в свете всех этих событий заявили о перспективах формирования в Молдавии авторитарного режима. Безусловно, репрессии против оппозиции и вообще против всех инакомыслящих вероятны и даже неизбежны. Но создать полноценный авторитарный режим Майя Санду и партия PAS не в состоянии.
Во-первых, в Молдавии нет такой традиции. Худо-бедно, но демократические нормы действуют: с 1990 года смена власти происходит относительно регулярно в процессе выборов.
Во-вторых, создать авторитарный режим уже пытался олигарх Влад Плахотнюк. В 2015–2019 годах посредством подкупа и шантажа части политической элиты, а также при помощи силовых структур он намеревался создать режим личной власти. Все исчезло, как мираж, как только представители России и США (в июне 2019-го) вежливо попросили его уйти.
В-третьих, для формирования авторитарного режима в Молдавии нет необходимых силовых структур. Некому будет этот режим осуществлять. Те специалисты из этой области, которые есть, понимают, что любые аресты по указанным статьям сразу вызовут вал судебных исков и обращения в международные организации – ОБСЕ и ЕСПЧ. Республика Молдова уже лет 20 находится под плотным внешним мониторингом и контролем.
В-четвертых, попытка надавить на Приднестровье и Гагаузию вызовет ответную реакцию с трудно предсказуемыми последствиями, которые могут вызвать вопросы в Москве, Вашингтоне, Бухаресте.
Наконец – главное. Нет цели, ради которой граждане согласились бы терпеть ограничения свободы и прочие проблемы и трудности вдобавок к тем, которые в избытке уже существуют. Европейская интеграция сейчас мало кого греет. С этим лозунгом правые партии пришли к власти в 2010 году. Все закончилось коррупционными скандалами, тюремным заключением бывшего премьер-министра Влада Филата и бегством из страны Влада Плахотнюка.
Реальная цель Майи Санду и ее сторонников понятна: сохранение власти любой ценой. Но такая цель не может стать общенациональной идеей. И очень похоже, что все большее число граждан это понимает.
НГ-Дипкурьер. 26.02.2023