В России закончилось топливо для инфляции
Ольга Соловьева
Отсутствие перспектив восстановления доходов населения создает в России уникальную ситуацию низкой инфляции. Ведь повышение конкурентных цен при падающем спросе может привести лишь к падению прибылей продавцов и производителей. Главным мотором поддержания инфляции становятся решения правительства по административному увеличению монопольных тарифов на энергию, транспорт и коммунальные услуги.
С января 2023 года Росстат будет оценивать инфляцию по-новому. Каждую неделю чиновники будут замерять стоимость услуг по ремонту телевизоров, но почему-то прекратят следить за ценами на конфеты. Объяснений подобных статистических новаций может быть несколько: от имитации чиновной активности до попыток искусственно занизить реальный рост цен.
Особого смысла в искусственном занижении инфляции становится все меньше. Ведь многие экономисты считаю т, что в России будет продолжаться период низкой инфляции, который продолжится и в наступившем 2023 году.
Динамика цен в нашей стране теперь будет оцениваться по списку из 566 видов товаров и услуг. При этом для недельных замеров чиновники будут использовать замеры цен на 109 товаров и услуг вместо прошлых 106 видов товаров и услуг. С 2023 года в ежемесячный набор товаров и услуг для расчета инфляции Росстат включил молоко, сухие приправы вместо черного перца, детские товары, смарт-часы вместо механических и электронных, а также цены на проезд в сидячих вагонах скоростных поездов дальнего следования, а также цены речных круизов по РФ. Изменен и список стран для мониторинга цен на туристические путевки.
В еженедельном замере динамики потребительских цен теперь будут включены такие услуги, как «Ремонт телевизоров», «Мойка легкового автомобиля», «Стрижка модельная в женском зале», «Стрижка модельная в мужском зале». При этом из недельного замера почему-то были исключены шоколадные конфеты. Пока неясно, поможет ли эта коррекция в будущем рапортовать об успешных усилиях по борьбе с инфляцией. Тем более что почти половину прошлого года месячные изменения инфляции были близки к нулю.
Глава Минфина Антон Силуанов, комментируя прогнозы по годовой инфляции, сообщал, что властям удалось ее сдержать. «Мы неплохо поработали. Главное, что нам удалось удержать финансовую и макроэкономическую стабильность. Мы справились с инфляцией. И по этому году инфляция будет около 12%. Хотя ожидания были, конечно, изначально гораздо выше», – доложил министр. По его словам, в первом полугодии 2023 года инфляция также будет «находиться на низком уровне». В Минэкономразвития также предполагают, что рост цен будет замедляться до 5,5%. А первый вице-премьер Андрей Белоусов допускает, что официальные показатели инфляции в 2023 году могут опуститься ниже официального прогноза (5,5%), создавая условия для смягчения денежно-кредитной политики. По мнению чиновников, российский рынок надежно защищен от глобального роста цен на продукты. Так, вице-премьер Виктория Абрамченко в начале января сообщила, что российское правительство научилось «не импортировать инфляцию к себе».
Принципиальное изменение ценовой ситуации в нашей стране заметили и некоторые экономисты. В Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН прогнозируют, что при стабильном курсе рубля и мировых товарных ценах в условиях относительно низких темпов роста экономики и соответственно спроса на труд высока вероятность того, что целевой ориентир по инфляции в 4% будет достигнут в ближайшие годы. Согласно расчетам экономистов, в 2023–2024 годах цены будут расти примерно на 5% в год, а в 2025 году инфляция может опуститься ниже 5%.
Сохранение низких темпов роста потребительских цен на протяжении восьми месяцев является уникальным явлением для российской экономики. Важным фактором замедления инфляции в прошлом году стало укрепление рубля по сравнению с периодом кризисной девальвации весной 2022 года. «С марта по июнь 2022 года курс рубля к доллару США укрепился на 50%. Даже с учетом «санкционной» надбавки к курсу, которая появилась при оплате импорта конечными потребителями, по меньшей мере стоимость импорта перестала расти, а скорее всего даже снижалась начиная с июня», – сообщают в ИНП РАН.
Резкий подъем ключевой ставки помог «стерилизовать» часть сбережений населения, которые не попали в период инфляционного шока на потребительский и валютный рынки, отмечает завлабораторией среднесрочного прогнозирования ИНП Михаил Гусев. По его оценкам, тот объем денежной массы, который образовался за счет дедолларизации валютных депозитов физических лиц, пока не выходит на потребительский рынок. «Можно предположить, что эти средства скорее всего принадлежат высокодоходным группам населения, которые раньше расходовали их на покупку импортных активов и импортных товаров премиального сегмента», – рассуждает он. Гусев отмечает, что стоимость премиального импорта существенно выросла, что создает психологические барьеры даже для богатых.
Сдерживанию роста цен способствует и снижение спроса из-за перехода населения к попыткам накопления денег из-за высокой экономической неопределенности. Влияют на цены и такие конъюнктурные факторы, как рекордный урожай и формирование избыточного предложения сырьевой продукции, экспорт которой оказался ограничен в санкционных условиях.
«Даже в сценарии резкого сокращения спроса на российские углеводороды балансировка текущего счета не потребует существенного обесценения рубля относительно текущего уровня и соответственно не приведет к всплеску инфляции», – считают экономисты. Дезинфляционным фактором, по их мнению, может стать и стабилизация геополитической ситуации за счет снижения санкционной надбавки к импорту после перестройки внешнеторговых потоков. Можно ожидать и некоторого снижения издержек страхования и логистики. Единственная угроза разгона инфляции – это внезапная реализация отложенного спроса домохозяйств.
«Эпоха низкой инфляции – это не на один год. Спрос подавлен, доходы населения не растут, а импорт ограничен. В таких условиях цены могут расти разве что со стороны государственных монополий, то есть в части транспортных тарифов и коммунальных платежей. У частников их товары и услуги вряд ли будут дорожать в ближайшие два-три года», – рассуждает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов. Угрозу роста цен, по его словам, может создать денежная эмиссия ради решения проблем государственного бюджета.
Независимая газета. 08.01.2023