У России появился повод для настоящей перестройки экономики

Анатолий Комраков


Западные ограничения для нефтяных экспортных доходов России могут стать настоящим стресс-тестом для нашей экономики. Страны «большой семерки» готовы ввести с начала февраля два новых дополнительных ценовых потолка для российских нефтепродуктов. Пока российские чиновники обещают сократить негативный эффект от введения ценовых потолков на российскую нефть и нефтепродукты. Однако сокращение нефтяных доходов может подтолкнуть настоящую структурную перестройку отечественной экономики. И слезание с нефтяной иглы может состояться не только на уровне лозунгов, но и на практике.

Страны «большой семерки» собираются установить два разных потолка цен на российские нефтепродукты в зависимости от их стоимости, сообщило агентство Reuters, ссылаясь на представителя G7.

Один будет установлен на продукты, которые торгуются дороже (с премией по сравнению с нефтью), а второй на те, что идут со скидкой. Агентство поясняет, что дизель и керосин обычно стоят дороже нефти, а мазут – меньше. К тому же стоимость продукции часто зависит от того, где ее покупают, а не от места производства.

Ограничения на поставки нефтепродуктов из РФ начнут действовать с 5 февраля. А с 5 декабря прошлого года страны G7, Австралия и ЕС ввели ограничение на нефть, перевозимую морем – при цене выше 60 долл. за баррель перевозить и страховать ее запрещено. Евросоюз, кроме того, вообще перестал принимать российскую нефть, которая была перевезена по морю.

Президент Владимир Путин в конце декабря своим указом запретил поставки российских нефти и нефтепродуктов, если в договоре с контрагентами прямо или косвенно предусматривается потолок цены. По нефти такие поставки запрещены с 1 февраля, а по нефтепродуктам дату должно определить правительство. Указ действует пока до 1 июля 2023 года. Представитель Кремля в среду заявил, что Россия будет отвечать и на новые потолки, а со старым пока еще не сталкивались, к оценкам ущерба РФ от него он призвал относиться со скепсисом. «Новые рестрикции, конечно же, будут встречать противодействие, Россия будет балансировать свои интересы. Рынок позволяет это делать», – сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

«Что касается потерь, пока с потолком-то особо никто и не сталкивался, и у нас действует указ президента, поэтому со скепсисом мы относимся к таким оценкам», – сказал Песков, комментируя подсчеты Хельсинкского центра исследований в области энергетики. Там потери России из-за потолка цен на нефть оценили в 160 млрд евро, и ожидают, что после 5 февраля этот показатель вырастет до 280 млрд.

Главной новостью дня можно считать заявление Минфина о намерении с середины января до начала февраля продать валюту (преимущественно юань) из резервов на более чем 50 млрд руб., считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. По ее мнению, к такому шагу ведомство Антона Силуанова прибегает в связи с недополучением нефтегазовых доходов.

Вице-премьер Александр Новак объяснял в среду на совещании Владимиру Путину, что дисконт на российскую нефть вырос в январе в основном из-за подорожания фрахта. Эта ситуация будет временной, и скидка в дальнейшем сократится, заверил он.

Рынок, безусловно, так или иначе адаптируется к новым условиям, вот только они могут быть весьма негативными для РФ. Индия, которая с начала прошлого года резко увеличила закупки нефти из РФ, при определенных условиях может их ограничить. Так утверждает издание Telegraph India со ссылкой на анонимных представителей Министерства нефти и промышленности страны. Как уточнили источники издания, введенный Западом потолок не оказал влияния на импорт Индии, так как сейчас стоимость российской нефти находится на уровне 53–56 долл. /барр. Однако власти страны якобы изучают сценарии превышения цен на российскую нефть уровня в 60 долл.

В связи с ответными мерами на потолок по нефти, Россия, по словам Новака, готова сократить добычу на 5–7%, или около 500–700 тыс. баррелей в сутки. Минэнерго США ожидает, что добыча жидких углеводородов в России снизится с 10,9 млн барр. в сутки (б/с) в 2022 году до 9,5 млн б/с в 2023 году, а в 2024 году суточная добыча сократится до 9,4 млн барр.

«Индии нет смысла присоединяться к режиму предельных цен, страну вполне устраивает нынешний расклад, когда можно покупать крупные объемы российской нефти со скидкой, – сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – При формальном присоединении к механизму предельных цен Индия может нарваться на прекращение поставок дешевой нефти из РФ, смысла так рисковать просто нет. Публикацию стоит считать просто «информационным пробросом» на тему того, чтобы Россия в обозримой и среднесрочной перспективе не строила планы по форсированному росту стоимости нефти для Индии».

Автор телеграм-канала Spydell_finance, экономист Павел Рябов настаивает: Россию выбрасывают с энергетического рынка недружественных стран, и эти процессы необратимы. А инфраструктурные ограничения и политический фактор не позволят перебросить все экспортные потоки в Китай или Индию. По словам эксперта, расставание России с экспортно-сырьевой экономикой может быть болезненным («О потерях бюджета страны из-за энергетических неурядиц» см. «НГ» от 10.01.23 и 08.01.23).

Не исключено, что предельных цен будет не две, а больше, предполагает аналитик «Финам» Александр Потавин. «У разных видов нефтепродуктов – разная добавленная стоимость, а значит, они сильно отличаются друг от друга по цене», – поясняет он. Установление шкалы ценовых ограничений не позволит местным нефтеперерабатывающим заводам переключаться на выпуск более выгодных продуктов и за счет этого получать дополнительные доходы, с которых идут выплаты в российский бюджет, продолжает эксперт. В любом случае Запад стремится к тому, чтобы санкции не привели к сильному дефициту топлива и росту цен на мировом рынке, а доходы от нефтедобычи и нефтепереработки России при этом упали бы.

Независимая газета. 11.01.2023

Читайте также: