Болгария в водовороте внутриполитической нестабильности

Владислав Гулевич, журналист-международник


Политическое бурление в Болгарии в связи с неспособностью парламентских сил использовать мандат на формирование правительства подчеркивает глубину кризиса, в котором находится страна. Кризис политический наслаивается на кризис экономический, вызванный антироссийскими санкциями, ударившими по европейскому энергетическому сектору, и вкупе ставит перед Софией непростую задачу определить курс развития страны на ближайшие годы.

Сформировать правительство не сумели ни коалиция "Граждане за европейское развитие Болгарии" - Союз демократических сил (ГЕРБ - СДС), ни блок "Продолжаем перемены", ни Болгарская социалистическая партия (БСП)[1]. Теперь Болгария стоит перед перспективой парламентских выборов, которые могут состояться в марте-апреле 2023 г.

ГЕРБ - СДС и "Продолжаем перемены" работают на одном электоральном поле, будучи прозападными партиями. Это обусловило остроту их противостояния. Коалиция "Продолжаем перемены" сразу объявила своей целью слом коррупционной модели, выстроенной ГЕРБ - СДС. Стремление получить поддержку от одних и тех же избирателей, использование в риторике схожих формулировок и обещания привести народ в один и тот же пункт назначения - в светлое и сытое европейское будущее, привели к тому, что прозападный электорат разделился между двумя партиями, не дав ни одной существенного перевеса.

Правление премьера Кирила Петкова ("Продолжаем перемены") обернулось резким ухудшением отношений с Москвой, неудачной финансовой политикой и тайным соучастием Болгарии в снабжении украинской армии оружием, дизельным топливом и боеприпасами[2]. Сообщалось, что в самые напряженные периоды вооруженного конфликта весной-летом прошлого года Болгария покрывала 40% потребности ВСУ в горючем и 30% потребности в артиллерийских снарядах. Петков выступал за отключение России от SWIFT и заморозку активов Центробанка.

Имея возможность сохранить конструктивный диалог с Россией, как это делает Венгрия, Петков ею не воспользовался, чем еще больше усугубил политическую и экономическую ситуацию в Болгарии. При этом президент Румен Радев призвал не поставлять оружие Киеву, выразив опасение, что это вовлечет страну в «глобальный конфликт». Но это едва ли изменит политический курс Софии.

Болгария, в отличие от Венгрии, весьма равнодушно относится к культурным правам диаспоры на Украине. Этим не могли не воспользоваться украинские спецслужбы, добившись от ряда болгарских культурно-общественных организаций «осуждения» спецоперации ВС РФ на Украине и обращения к Софии с просьбой оказать всевозможную поддержку президенту Зеленскому.

При этом отдельно подчеркивалось, что украинские болгары никаких притеснений со стороны украинских властей и украинского законодательства якобы не испытывают. Звучит странно, особенно на фоне обеспокоенности Будапешта культурными правами украинских венгров. На недавней встрече президенты Венгрии и Хорватии Каталин Новак и Зоран Миланович заявили о недопустимости ограничительных мер, принимаемых Киевом в отношении венгров Закарпатья, и о недопустимости молчания Брюсселя на эту тему[3].

На Украине имеют свою диаспору каждая из соседних европейских стран - Польша, Болгария, Венгрия, Румыния, Словакия. Словацкая диаспора самая малочисленная (6,4 тыс.), вопрос соблюдения культурных прав украинских словаков Братиславой не поднимается. Польская и румынская диаспоры (144 тыс. и 147 тыс. соответственно) в силу политических решений также не являются объектом особой заботы Варшавы и Бухареста, хотя ранее Варшава была более активна на этом направлении.

Болгарская диаспора самая многочисленная (200 тыс.) и самая дисперсная. Больше всего болгар проживает в Одесской, Запорожской и Николаевской областях. Эти регионы считаются пророссийскими, и Киеву важно потушить среди местного населения подобные настроения, в том числе среди украинских болгар. Обращает на себя внимание двойственная позиция болгарских общественных организаций на Украине: в обращении к Софии они просят защитить украинских болгар от гибели, но хранили полное молчание, когда несколько украинских болгар погибли во время пожара в Одесском доме профсоюзов в мае 2014 г. и во время попыток Киева мобилизовать мужчин из болгарских населённых пунктов в зону т.н. "АТО" в 2015-2016 гг.

Персональные упреки в обращении болгарской диаспоры адресованы лидеру пророссийской партии "Возрождение" Костадину Костадинову за его призыв не поставлять оружие ни одной из воюющих сторон и не размещать на территории Болгарии оружия, способного угрожать одной из сторон конфликта. Столь нюансированный подход культурно-общественных организаций к текущей обстановке на Украине лишний раз указывает, что без давления украинских спецслужб тут не обошлось.

Соцопросы показывают, что сейчас в болгарском обществе превалируют проевропейские настроения, однако чемпионы общественных симпатий не могут похвастаться высокими рейтингами. У самой популярной партии ГЕРБ - СДС рейтинг всего 25,8%. У блока "Продолжаем перемены" - 19,2%, у Движения за права и свободы - 11,6%, у партии "Возрождение" - 11,3%, у БСП - 9%[4].

Разница в рейтингах первых двух партий не настолько разительна, чтобы одна из них выступила в качестве объединителя политической сцены. Следовательно, парламентские выборы весной 2023 г. вряд ли приведут к консолидации болгарского политикума вокруг какой-то одной партийной силы.

Политическая раздробленность Болгарии вызвана неестественно однобокой ориентацией на Запад большинства парламентских фракций. Вопреки расхожему мнению о русофильстве Болгарии ее нельзя назвать пророссийской страной, достаточно вспомнить мысли о братьях-славянах писателя Фёдора Достоевского и термин "болгаробесие" философа и дипломата ХІХ в. Константина Леонтьева. Болгарская русофилия покоится внизу, в народных массах. Политическая верхушка страны всегда была прозападной, вплоть до участия Болгарии в двух мировых войнах на стороне Германии.

Нравстенно-мировоззренческий разрыв между политической элитой и обществом дает на выходе то "броуновское движение", какое мы наблюдаем сегодня на политической сцене Болгарии. Если парламентские выборы весной 2023 г. состоятся, не стоит ожидать кардинальных изменений в болгарской политике ни в лучшую, ни в худшую сторону. София наверняка сохранит текущий внешеполитический курс, возможна лишь некоторая коррекция по ряду направлений. Болгария будет стараться проводить более активную политику в НАТО, работать на усиление своего влияния на Балканах, выступать за сдерживание сербского фактора и, как следствие, российского присутствия в регионе.

Желание значить больше внутри Североатлантического альянса заставит Софию участвовать в антироссийских инициативах США и ЕС. Внимание коллективного Запада к Черноморскому региону Болгария расценивает как шанс для повышения своего геополитического статуса как союзника Вашингтона наряду с Румынией. Черноморская стратегия США предполагает использование украинского фактора, поэтому София будет и дальше "не замечать" нарушения Киевом культурных прав болгарской диаспоры и многое другое. В стратегии США Болгария и Украина - это два фланга одного и того же театра действий.

_____________________

[1]. https://www.interfax.ru/world/880841

[2]. https://www.rbc.ru/politics/18/01/2023/63c7a2a69a7947109df28f5a

[3]. https://hungarytoday.hu/croatian-and-hungarian-presidents-urge-the-eu-to-respect-sovereignty/

[4]. https://tass.ru/opinions/16616505

Международная жизнь. 23.01.2023

Читайте также: