Белорусская статистика не будет угрожать нравственности
Дмитрий Тараторин
Александр Лукашенко подписал правовой акт об изменении закона Республики Беларусь «О государственной статистике». Теперь Белстат может не публиковать информацию, если ее распространение способно «причинить вред национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и законным интересам юридических и физических лиц». Впрочем, белорусские чиновники и без этого документа научились справляться с непослушными цифрами. Оппозиционные эксперты утверждают, что министр экономики серьезно приукрасил положение дел при помощи откровенных манипуляций.
На Национальном правовом портале Республики Беларусь опубликован документ, вносящий изменения в закон «О государственной статистике».
Согласно этому правовому акту, теперь «республиканский орган государственного управления в области государственной статистики и государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, вправе ограничить распространение и (или) представление формируемой ими официальной статистической информации».
Описаны и причины, которые могут оправдать подобные действия. Белстат отныне может не публиковать информацию, если «ее распространение и (или) представление может причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь, общественному порядку, нравственности, правам и законным интересам юридических и физических лиц».
Мотивировки, надо признать, довольно туманные и соответственно позволяющие трактовать их весьма широко. Особенно озадачивает то, каким образом статистика может повредить нравственности. Впрочем, эксперты полагают, что главная задача нового документа – узаконить уже существующую практику.
Старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина отметила в комментарии телеканалу «Белсат», что новым документом «правительство законодательно оформило ту практику, которая наблюдалась в последние несколько лет в отношении экономической и социальной статистики». При этом эксперт считает, что профессионализм людей, занимающихся статистикой, не вызывает сомнений. «Если что-то не хотели показывать, то это просто не публикуется. Но то, что публикуется, обычно отражает ситуацию, которая наблюдается», – подчеркнула представитель BEROC.
При этом сокрытие информации – это палка о двух концах. «Когда идет сокращение информации, обычные люди начинают что-то додумывать. Государство может показывать только положительные стороны, и у людей в этом случае формируется ложноположительное восприятие реальности. У других людей, которые привыкли более детально смотреть, что происходит с экономикой, может формироваться ложноотрицательная картинка реальности. Они не видят реальной ситуации. Могут, наоборот, преувеличивать какие-то моменты», – заявила экономист.
Кроме того, подобная секретность может ударить и по самой власти, по качеству прогнозирования ситуации в экономике. Дело в том, что международные организации не будут иметь необходимой информации для качественного анализа. «Это плохо, потому что те же государственные органы, которые формируют политику страны, могли бы пользоваться альтернативными прогнозами. Смотреть, как те же мировые экономисты оценивают ситуацию в стране. Дополнительная экспертиза позволяет сформировать верные шаги в том или ином экономическом направлении», – заявила Анастасия Лузгина.
Впрочем, представители действующей власти и теперь довольно свободно оперируют цифрами и делают из них заранее заданные выводы.
Так, министр экономики Александр Червяков в интервью газете «Рэспублiка» перевел данные по ВВП в текущих ценах из рублей в доллары, что позволило ему сделать весьма оптимистичные выводы. «В межстрановых сопоставлениях часто используют показатель ВВП в долларах. За 11 месяцев 2022 года темп роста ВВП составил более 107% и достиг 62 млрд долл. Этот уровень обеспечен как ростом самого номинального ВВП, так и стабильностью национальной валюты», – заявил министр.
На это немедленно откликнулся экономический блок команды офиса Светланы Тихановской. На портале «Наша Ніва» эксперты объяснили, что в этих выводах не так:
«Что касается динамики номинального ВВП в долларовом эквиваленте, на нее влияют: динамика номинального ВВП в рублевом эквиваленте (который в 2022 году вырос из-за высокого роста цен, хотя физический объем ВВП за 11 месяцев сократился на 4,7%); курс белорусского рубля к доллару (рубль в 2022 году обесценился на 3%). Вот и получается, что цены в Белоруссии выросли настолько, что, несмотря на падение физического объема и обесценивание белорусского рубля к доллару, номинальная стоимость ВВП… выросла».
Оппозиционные экономисты отмечают: «Если бы министр был искренним, то он бы не забыл о том, что на пике ВВП Беларуси составлял 79 млрд долл. в 2014 году. Получается, что за восемь лет мудрого правления в 2022-м он был примерно на 8% меньше (по данным Нацбанка, за 12-месячный период с октября 2021-го по сентябрь 2022-го)».
Эксперты считают, что проблемы начались еще до введения санкций: «С 2014 года Беларусь пережила три рецессии (в 2015–2016-м, 2020 и 2022 годах). В результате ВВП Беларуси в постоянных ценах в 2022 году на 3% меньше, чем в 2014-м. Может, поэтому у режима все никак не получается увеличить зарплаты и благосостояние белорусов?»
Экономисты резюмируют: «Если же министру так нравится оценивать размеры экономик в долларовом эквиваленте, то не стыдно ли ему, что экономика Беларуси имеет сегодня такой же размер, как и экономика Литвы, в которой живет в три раза меньше людей? И в 10 раз меньше экономики Польши?»
Независимая газета. 10.01.2023