Баку, Ереван, посредники – и мирный договор за горизонтом

Инна Маринина


Мирный договор, который, как можно было понять из заявлений лидеров Армении и Азербайджана, планировалось заключить в конце прошлого года, формы конкретного документа пока не обрел. Стороны продолжают настаивать на своих позициях, а ситуация в Нагорном Карабахе, которому этот договор должен был бы принести более или менее прочный мир, находится на том пределе, за которым может вспыхнуть новое открытое противостояние.

Армянские и азербайджанские СМИ описывают ситуацию в Карабахе с прямо противоположных точек зрения. По информации армянской стороны, с 12 декабря группа граждан Азербайджана, именующих себя «активистами-экологами», заблокировала Лачинский коридор, служащий единственным путем сообщения между Арменией и Нагорным Карабахом. В итоге до минимума сократились поставки продовольствия и лекарств, иссякли заблаговременно сделанные запасы, возникла острая нехватка топлива, и семьям приходится сжигать бытовые отходы, чтобы обогреться, им угрожает голод. С 9 января прекратилась подача электроэнергии из Армении, что произошло, по информации армянских источников, «из-за деструктивных действий Азербайджана». 12 января перебитым оказался кабель связи, и Карабах остался без интернета и телефонной связи. Правда, при посредничестве российских миротворцев стороны достигли договоренности, и специалисты компании «Карабах Телеком» смогли выехать на место аварии и провести восстановительные работы.

Тревожной статьей на ситуацию в Арцахе (так в Армении называют Нагорный Карабах) откликнулся бывший президент Армении Армен Саркисян. Он охарактеризовал ее как «гуманитарный кризис» и «хрестоматийный пример этнической чистки». «Пока большая часть мира праздновала Рождество и Новый год, более 120 000 армян, проживающих в этом регионе - древнейшей постоянно населенной армянской родине, усеянной армянскими церквями, монастырями и памятниками, предшествовавшими распространению христианства в Европе на десятилетия, были отрезаны от мира», - пишет Саркисян в статье, опубликованной в The Time.

По информации же азербайджанских источников, на «Лачинской дороге» проходит мирная акция протеста представителей НПО, главными требованиями которых являются прекращение «экологического террора», в котором обвиняют армянское население, а также предотвращение незаконного ввоза оружия из Армении в Нагорный Карабах, который считают законной территорией Азербайджана.

Помимо открытия Зангезурского коридора, в Баку заговорили и о претензиях на территории так называемого Западного Азербайджана (нынешней Сюникской области Армении). Тему возвращения азербайджанцев на «свои исконные земли в Западном Азербайджане» поднял президент Ильхам Алиев, который неоднократно давал местным СМИ разъяснения на эту тему. По его словам, по этому вопросу уже создана специальная группа, разрабатывается программа возвращения азербайджанского населения на эту территорию, которая, по его определению, вполне реалистична и будет реализована, «хотят того армяне или нет». При этом подчеркнул, что «проблем для граждан Армении это не создаст и не приведет к уходу армян с этой территории».

При отсутствии должной реакции со стороны традиционных и новых посредников в армяно-азербайджанском урегулировании обе стороны обратились в Международный суд ООН. Уже известно, что 30 января МУС проведет в Гааге открытые слушания по иску Армении к Азербайджану, поддерживающему протесты «активистов-экологов» в зоне Лачинского коридора. А 31 января будет рассмотрено обращение Азербайджана, требующего от армянской стороны обеспечения возможности для проведения разминирования на территории Нагорного Карабаха.

Что касается мирного договора, посредники предлагали сторонам разные его варианты, и если Армения больше склонялась к российскому проекту этого документа, то в Баку отдавали предпочтение инициативам США и ЕС, однозначно признающим Нагорный Карабах составной частью Азербайджана. В последние дни премьер-министр Армении Никол Пашинян еще раз подтвердил приверженность российским мирным инициативам, однако заметил, что проблема не в подписании мирного договора, а в его реализации, и подчеркнул, что трехсторонние соглашения от 9 ноября 2020 года до сих пор не выполняются. В отличие от Еревана официальный Баку ни на какие уступки идти не намерен и собирается довести процесс возвращения Карабаха под свой контроль до конца, при этом не скрывая притязаний и на другие территории соседнего государства.

В экспертных кругах Армении и Азербайджана особых надежд на подписание мирного договора и в текущем году не возлагают, акцентируя внимание на неприемлемых требованиях и притязаниях противоположной стороны.

Армянские аналитики особенно встревожены последними заявлениями И.Алиева о «Западном Азербайджане», в которых видят явную угрозу новой военной агрессии со стороны Баку.

«Учитывая максималистскую позицию Азербайджана, который не только выдвигает свои требования в отношении Арцаха, что уже очень негативно воспринимается значительной частью армянского общества, и это при том, что власти Армении готовы пойти на определенные уступки в этом вопросе, но и озвучивает угрозы в адрес самой Армении и ее территориальной целостности, и даже, можно сказать, проводит определенную подготовку будущей агрессии в отношении Армении, я имею в виду идею Западного Азербайджана, я очень сомневаюсь, что такой договор может быть подписан. Особенно на фоне той геополитической борьбы, которая идет в регионе между Россией и Западом», - заявил «Ритму Евразии» руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив (Ереван) Айк Халатян.

По его словам, мирный договор может быть подписан только в том случае, если власти Армении решат сделать какой-то геополитический кульбит и будут пытаться путем мирного договора с Азербайджаном пересмотреть отношения с Россией.

«Если этого не произойдет, я не думаю, что мирный договор будет заключен. То же самое и с Азербайджаном. Баку против размещения российских миротворцев в Арцахе на долгосрочной основе, и пока не видно, что власти Азербайджана собираются изменить свою позицию. А Россия не пойдет на какое-либо окончательное урегулирование, если не будет решен вопрос долгосрочного пребывания российского миротворческого контингента в регионе. Учитывая эти два момента, я не думаю, что в ближайшее время будет достигнуто какое-то соглашение», - отметил А.Халатян.

Что касается возможности нового обострения отношений между Баку и Ереваном до широкомасштабной войны, то, по мнению армянского аналитика, это во многом будет зависеть от хода военных действий на Украине.

«За последние месяцы мы видели, что, как только у России возникали какие-либо сложности на полях боев на Украине, это сразу приводило к более агрессивной политике Азербайджана, к силовым шагам с его стороны. Так что все во многом будет зависеть не столько от ситуации в нашем регионе, сколько от исхода военного конфликта на Украине», - пояснил А.Халатян.

Каких-либо особых надежд на ощутимую и действенную поддержку Армении от остальных посредников армяно-азербайджанского урегулирования в армянских экспертных кругах не возлагают.

«Поддержка Франции в основном ограничивается какими-то заявлениями, но в ходе последнего визита в Ереван спикер Национального собрания Франции Яэль Браун-Пиве недвусмысленно заявила, что Франция не будет признавать независимость Нагорного Карабаха, хотя до этого Национальное собрание, которое возглавляет эта женщина, приняло резолюцию с призывом к властям Франции признать независимость Карабаха. Так что Франция, с одной стороны, отличается более проармянскими заявлениями, но, с другой стороны, в отличие от других сопредседателей – России и США – имеет меньше возможностей для влияния на процессы в нашем регионе», - считает А.Халатян.

Что касается США, в планы Вашингтона, по мнению армянского аналитика, входит заключение мирного соглашения, которое закроет все вопросы, в том числе за счет признания Арменией Карабаха в составе Азербайджана. По его словам, такой исход поможет США вытеснить Россию из Армении, а значит из региона, и не дать Москве возможность после окончания войны на Украине попытаться вернуть утраченные за последние два года позиции.

Не питают надежд на заключение мирного договора с Арменией в обозримом будущем и в азербайджанском экспертном обществе.

«Если ориентироваться на заявления лидеров обеих стран и на динамику переговорного процесса, то было очень мало надежды на то, что этот мирный договор будет подписан до конца прошлого года. Неопределенность прошлого года передается и на этот год, поэтому каких-либо серьезных подвижек, каких-либо серьезных изменений в риторике лидеров мы не наблюдаем, и из этого можно сделать вывод, что по крайней мере в ближайшие месяцы ожидать подписания мирного договора не приходится», - заявил «Ритму Евразии» азербайджанский аналитик Ильгар Велизаде.

Эту ситуацию он называет печальной, поясняя, что мирный договор мог перевести отношения между двумя государствами в цивилизованное русло, открыл бы возможность для взаимного признания, установления дипломатических отношений.

Не видят в Азербайджане и особого рвения к урегулированию армяно-азербайджанских проблем и со стороны так называемых фасилитаторов.

«Фасилитаторы особого влияния на процессы не имеют. Кто-то говорит, что они не хотят форсировать ситуацию, другие утверждают, что у них не хватает ресурсов. Но мы видим, что фасилитаторы демонстрируют определенную пассивность. К тому же армянская сторона не явилась на последнюю московскую встречу. В дальнейшем премьер Пашинян сделал несколько противоречивых заявлений, сказал, что хотел бы заключения мирного договора, но предъявил претензии Москве. Кризис в отношениях России и Армении сделал московскую площадку зыбкой», - заметил И.Велизаде.

Проблемы видят в Баку и в так называемом брюссельском посредничестве. Причиной недовольства Азербайджана брюссельским форматом является Франция, которую здесь однозначно воспринимают как явного сторонника позиции Армении.

«Азербайджан в принципе соглашался, чтобы фасилитатором диалога был Брюссель, но после того, как армянская сторона стала настаивать, чтобы в диалоге на постоянной основе принимала участие и Франция, а накануне президент Франции сделал антиазербайджанские заявления, которые были крайне негативно восприняты в Азербайджане, для Баку этот формат оказался неприемлемым. Франция в этой ситуации просто не может быть посредником. Поэтому фактически и сорвалась брюссельская площадка», - пояснил азербайджанский аналитик.

Все еще активной для Баку продолжает оставаться вашингтонская площадка, но и там в последнее время какой-либо динамики не наблюдается. «Никакие встречи на ближайшее время в Вашингтоне не запланированы. Поэтому и в этом формате тоже все провисло, а в результате провисли не только переговоры по мирному договору, но и вопросы делимитации-демаркации, работа трехсторонней комиссии по разблокированию всех путей сообщения», - заявил И.Велизаде.

По его же оценке, далека от прогнозирования ситуация в самом Нагорном Карабахе, где сменилась правящая команда, однозначно воспринимаемая в Баку как «руководство сепаратистского образования», и в последний период наблюдается явное обострение противоречий между этим руководством и властями Еревана, а это никакой ясности в ситуацию не вносит.

Как известно, открытый военный конфликт между Арменией и Азербайджаном, именуемый второй карабахской войной и продолжавшийся 44 дня, завершился при посредничестве России подписанием трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года. После этого стороны должны были начать процесс урегулирования двусторонних отношений, разблокирования путей сообщения, разрешения спорных вопросов, в том числе статуса Нагорного Карабаха и делимитации-демаркации границ путем мирных переговоров. Определенные шаги в этом направлении были сделаны на уровне новых заявлений, некоторых соглашений, проведенных в различных форматах встреч. Интерес к процессу карабахского урегулирования проявили Евросоюз и США, попытавшись в условиях проведения Россией специальной военной операции на Украине взять инициативу в свои руки. Но особого успеха на этом пути так и не достигли. А ситуация в Нагорном Карабахе, ряд районов которого находится под контролем российского миротворческого контингента, периодически обостряется. Мирный же договор, который стороны обещали подписать к концу прошлого года, остается за далеким горизонтом.

Ритм Евразии. 17.01.2023

Читайте также: