Казахстан и Узбекистан создают региональный союз

Виктория Панфилова


Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 21−22 декабря посетит Узбекистан с государственным визитом. В ходе переговоров с главой Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым будут обсуждены вопросы двусторонней и региональной повестки, подписание пакета соглашений и запуск ряда крупных совместных инвестиционных проектов. По мнению экспертов, Казахстан и Узбекистан создают региональный союз с надеждой на устойчивые отношения.

Казахстан и Узбекистан первыми из стран Центральной Азии решили вопрос государственной границы. Ожидается, что Касым-Жомарт Токаев и Шавкат Мирзиёев подпишут договор о совместной демаркации государственной границы между странами. Об этом накануне сообщил официальный представитель МИД Казахстана Айбек Смадияров.

Урегулирование пограничного вопроса открывает новые возможности для дальнейшего сотрудничества. Очевидно, стоит ждать роста товарооборота между странами, который уже превышает 4 млрд долл. В ближайшие пять лет главы двух государств в ходе предыдущей встречи, которая состоялась 27 октября нынешнего года в Астане на полях саммита Центральная Азия – ЕС, договорились довести товарооборот в ближайшие пять лет до 10 млрд долл.

Для достижения этой цели лидеры запустят новые совместные инвестиционные проекты. Не исключено, что будет создана специальная экономическая зона TURAN и международный центр торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия» со специализацией по переработке продукции АПК, деревообработке, производству машин, электроники, текстиля и стройматериалов, инициатором которой выступил ранее Касым-Жомарт Токаев. Шавкат Мирзиёев скорее всего эту инициативу поддержит, поскольку проекты направлены на развитие трансграничной торгово-логистической инфраструктуры и межрегиональной производственной кооперации.

Опыт совместного сотрудничества между странами уже накоплен. На территории Казахстана успешно работают совместные предприятия по производству автомобилей марки Chevrolet и автобусов марки «SAZ» в Костанае, швейная фабрика в Туркестане, текстильная – в Шымкенте и другие. В портфеле – проекты в области машиностроения и стройиндустрии на 55 млн долл. Это – производство алюминиевых автомобильных дисков и профилей в Павлодаре, автомобильных листов в Карагандинской области, полипропилена в Атырауской и трансформаторов малого напряжения на территории Узбекистана.

Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин, оценивая картину взаимоотношений Казахстана и Узбекистана, назвал ее сложной. «С одной стороны, всегда подспудно присутствует фактор конкуренции в регионе – две крупнейшие страны, особенно на нынешнем этапе, борются за инвесторов на международной арене, за размер экономики. Казахстан в этом плане заметно лидирует и по уровню ВВП, и по внешней торговле, и по количеству накопленных инвестиций. Узбекистан в эту гонку включился только в 2016 году, Шавкат Мирзиёев после прихода к власти обозначил амбициозные цели для страны. Во многом они обусловлены внутренним развитием. Население Узбекистана достигло 36 млн человек, что требует серьезных инвестиций и крупных экономических проектов. Растущее население необходимо обеспечить рабочими местами, государству нужно выполнять социальные обязательства. Задач перед Узбекистаном стоит много, и соответственно здесь присутствует фактор скрытой конкуренции, как бы ни отрицали это стороны», – сказал «НГ» Притчин.

С другой стороны, по его словам, с точки зрения конструкции регионального взаимодействия это два крупнейших государства, и от их взаимодействия во многом зависит региональное сотрудничество. «Казахстан и Узбекистан друг для друга являются важными торговыми партнерами, но не крупнейшими, в том числе и с точки зрения накопленных взаимных инвестиций. Они могут дополнять друг друга, но не в той степени, чтобы это имело мультипликативный эффект на регион, как это было, например, между Германией и Францией в период создания союза «Угля и Cтали» от которого отталкивался ЕС», – полагает эксперт.

Что касается заявленного договора о союзнических отношениях, то, по мнению Притчина, этот документ на «союзнический» не тянет хотя бы потому, что в случае возникших проблем у государств не предполагаются какие-либо конкретные действия, а запускается лишь формат консультаций.

С учетом политических систем, а оба государства «вертикальные», многое в отношениях будет зависеть от отношения первых лиц. Если конъюнктура будет меняться на высшем уровне, то изменятся и в целом отношения между государствами.

Не совсем понятно, о каких крупных инвестпроектах будет идти речь. «Государства не являются крупными инвесторами друг в отношении друга, не являются носителями больших инвестиционных возможностей, только при участии третьих стран возможны крупные проекты – инфраструктурные, то есть сами государства Узбекистан и Казахстан, как правило, не вовлекаются в крупные проекты, а привлекают инвесторов, соответственно здесь запрос на крупных игроков с серьезными инвестициями. Их не так много», – резюмировал эксперт.

Казахстан и Узбекистан могли бы сотрудничать в газовой сфере. Узбекистану нужен газ, у Казахстана топливо есть, но нет трубопроводов. Ташкент высказал заинтересованность в выстраивании сотрудничества в газовой сфере на двусторонней основе. Но нужно договариваться с Россией, у которой есть свои магистрали. Тем более что президент РФ предлагал создание газового союза трех государств. Однако в Минэнергетики Узбекистана сообщили, что передача энергосетей не соответствует национальным интересам республики. «Сотрудничество в газовой сфере – реверс газа по трубопроводу Бухара–Урал. Три страны совместно могли бы использовать эту инфраструктуру в общих интересах», – подчеркнул Притчин.

Независимая газета. 20.12.2022

Читайте также: