Одним ОДКБ, другим – «Дни НАТО»
Кирилл Кривошеев
В Азербайджане 25 ноября завершаются «Дни НАТО» — серия мероприятий, участие в которых принимают представители Генштаба союзных сил альянса в Европе. В центре внимания — «направления совместной деятельности по противодействию существующим и возможным угрозам». Обсуждения проходят на фоне предупреждений со стороны армянского премьера Никола Пашиняна: накануне на саммите Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) он призывал коллег сделать хоть что-нибудь, чтобы предотвратить «дальнейшую агрессию Азербайджана против Армении».
«Дни НАТО» начались в Азербайджане 21 ноября. При этом официальной информации о них в Баку было обнародовано немного. «В рамках "Дней НАТО" запланирован ряд встреч делегации НАТО, возглавляемой заместителем начальника Верховного штаба союзных сил в Европе контр-адмиралом Гуннштейном Брусдалом»,— заявили, в частности, в Минобороны Азербайджана. И отметили, что членам делегации «будут представлены брифинги на различные темы».
Вчера представители НАТО посетили одну из воинских частей страны, но какую именно, власти раскрывать не стали, назвав ее «энской».
Там гостям рассказали «о связях Азербайджана с НАТО, деятельности и учебных центрах воинской части, а также о процессе подготовки личного состава».
Принял контр-адмирала Брусдала и его непосредственный коллега — начальник Генерального штаба ВС республики Керим Велиев. «На встрече были обсуждены перспективы развития сотрудничества между Азербайджаном и НАТО, а также направления совместной деятельности по противодействию существующим и возможным угрозам. Велиев высоко оценил вклад альянса в подготовку азербайджанских подразделений в рамках Концепции оперативных возможностей НАТО»,— отметили в пресс-службе Минобороны Азербайджана. Также господин Велиев упомянул о «работе, проводимой Минобороны на освобожденных территориях Азербайджана в послевоенный период».
Отметим, что азербайджанские военные принимали участие в миссиях НАТО за рубежом. Например, несколько десятков солдат присутствовали в аэропорту Кабула в августе 2021 года, когда военные альянса занимались эвакуацией из Афганистана тех жителей страны, которые сотрудничали с иностранным контингентом и, следовательно, могли подвергнуться репрессиям со стороны движения «Талибан» (террористическое движение, запрещено в России), захватившего власть.
«Азербайджанские военные периодически ездят в Брюссель, участвуют в плановых мероприятиях,— рассказал “Ъ” председатель правления бакинского Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев.— Однако по факту наше сотрудничество с НАТО в первую очередь заключается в обучении и обмене опытом. Наши офицеры получают образование в турецких военных академиях, которые построены на стандартах альянса. При этом стоит напомнить, что Баку — действующий председатель Движения неприсоединения и полностью разделяет идеи этой организации. Отступать от этих принципов власти Азербайджана не будут».
Депутат азербайджанского парламента Расим Мусабеков также отметил, что «работа Баку с НАТО в практической плоскости на 90% сводится к союзничеству Азербайджана с Турцией, по крайней мере это так "на земле"».
«Что же касается других программ НАТО, то это образование и повышение квалификации, участие в миротворческих операциях, учениях НАТО, в частности на территории Турции и Грузии»,— сказал «Ъ» господин Мусабеков.
Между тем важен контекст, на фоне которого в Азербайджан приехал контр-адмирал Брусдал. Так, обращает на себя внимание заседание Совета коллективной безопасности в Ереване, которое запомнилось в первую очередь демаршем принимающей стороны. Напомним, что премьер Армении Никол Пашинян отказался подписывать итоговую декларацию саммита, назвав ее «недоработанной». «Отсутствие со стороны ОДКБ четкой политической оценки ситуации и непринятие вышеупомянутого решения может означать не только отказ ОДКБ от союзнических обязательств, но и интерпретироваться Азербайджаном как зеленый свет со стороны ОДКБ для дальнейшей агрессии против Армении»,— отметил он.
По словам господина Пашиняна, «начиная с 11 мая 2021 года Азербайджан трижды применил вооруженные силы и оккупировал примерно 140 квадратных километров суверенной территории Республики Армения», но союзники страны не отреагировали на это должным образом.
Учитывая, что последнее время Баку в армяно-азербайджанском урегулировании все же больше опирается на поддержку западных структур — например, Евросоюза, слова об «укреплении сотрудничества с НАТО» могут быть расценены как превращение региона в зону противостояния военных блоков.
Однако куда больше активность НАТО в Азербайджане может не понравиться южному соседу страны — Ирану, тем более что отношения Баку и Тегерана и без того обострились.
Как заметил помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев, в Баку «с сожалением отмечают, что в последнее время ряд заявлений некоторых официальных лиц, членов парламента и представителей силовых структур Исламской Республики Иран вызвал рост напряженности между двумя странами».
«Иран всегда с подозрением и опаской относится к активности в регионе любых внерегиональных сил, и особенно своих прямых противников — Израиля и НАТО,— заявил “Ъ” эксперт Российского совета по международным делам иранист Никита Смагин.— Так, в Тегеране часто говорят о присутствии в Азербайджане "сионистов" на основании того, что в республику периодически приезжают израильские военные специалисты, которые занимаются разработкой боевых беспилотников. НАТО не менее непримиримый противник Ирана, и поэтому за активностью альянса в Азербайджане Тегеран точно будет следить».
Коммерсантъ. 24.11.2022