Страхование экономических рисков в ЕАЭС: без дружественных стран не обойтись

Алексей Чичкин


Санкционное и другие формы внешнеэкономического давления на Россию усиливаются. Что отражается в том числе на экономических взаимосвязях РФ с другими странами Евразийского союза и с дружественными странами зарубежья. Соответственно, требуется максимально возможное, притом межгосударственное страхование финансовых и в целом экономических рисков во взаимоотношениях с указанными странами.

В этой связи в ходе недавнего саммита межправсовета в Чолпон-Ате (Киргизия) премьер-министр РФ Михаил Мишустин анонсировал создание Евразийской перестраховочной компании (ЕПК), которая призвана стать дополнительным инструментом защиты бизнеса и внешнеэкономической деятельности.

Как разъяснила Ия Малкина, представитель ЕЭК, аспекты формирования уставного фонда ЕПК будут уточнены после подписания и ратификации соответствующего межгосударственного соглашения. Сам «уставный фонд компании будет сформирован за счет взносов государств-членов ЕАЭС и составит порядка 15 млрд российских рублей». А потенциальная страховочная «емкость» компании, т.е. возможности по комплексному антисанкционному страхованию, в пересчете по текущему инвалютному курсу «составит примерно 2 млрд долл. США».

По предварительной информации, основными учредителями ЕПК являются РФ и Белоруссия - с долями в 45% и 30% капитала в уставном фонде компании. Актуальность для них союзного «перестраховщика» выросла в связи с введением и последующим ужесточением (в 2021-22 гг.) западных санкций против Москвы и Минска. На не затронутые прямыми санкциями Казахстан, Армению и Киргизию придется в целом четверть вклада в уставный ЕПК-фонд.

Если говорить подробнее, компаниям и другим хозяйствующим субъектам стран ЕАЭС будет предоставлена возможность страхования их деятельности в регионе Евразийского союза от введения против них санкций и других ограничений со стороны Запада. Планируется в том числе «перестраховка» – многоуровневое (то есть комплексное) общеблоковое страхование и от вторичных санкций. Необходимость в этой мере объясняется как минимум двумя причинами. Санкционная политика – вторичные или косвенные санкции – распространяется и на страны или их экономические структуры, осуществляющие реэкспортные и/или платежные операции, во-первых, с Россией. А во-вторых, осуществляющих те же операции между Россией и другими странами, в том числе подсанкционными (среди последних Иран, Мьянма, КНДР, Сирия, Куба, ряд других стран).

По оценке Юлии Финогеновой, профессора кафедры финансов и цен РЭУ имени Г.В. Плеханова, «перестрахование рисков является рычагом и в том случае, если страховая компания не может взять на себя риск. Тогда она передает его другой страховой компании с более сильной финансовой «емкостью». Тем временем, по мнению эксперта, сложилась «очень тяжелая ситуация» на рынке перестрахования, поскольку большая часть перестраховочных «емкостей» при страховании внешнеторговых операций РФ «проходила через зарубежных перестраховщиков» из ЕС, Швейцарии, Лихтенштейна, Великобритании и Северной Америки. Теперь же, ввиду санкций многие торговые и страховые зарубежные компании, в том числе из некоторых развивающихся стран, «перестали работать с отечественным бизнесом», опасаясь вторичных санкционных мер. Соответственно, актуально формирование перестраховочного пула в ЕАЭС.

Тем временем вторичные санкции уже приводят к серьезным экономическим ограничениям в отношениях с Россией. Скажем, министр иностранных дел Бангладеш Калам Абдул Момен на днях заявил, что антироссийские санкции «ощутимо бьют и по сотрудничающим с Россией странам. Раньше мы импортировали многие товары из России, а теперь – практически перестали». Поскольку санкционные меры, то есть вторичные санкции «сильно нарушили» цепочки взаиморасчетов и торговых операций.

В августе с.г. сообщалось и о почти полном прекращении по той же причине поставок в РФ бангладешских текстильной продукции и ряда продовольственных товаров, что составляет в целом свыше 65% экспорта этой страны в нашу страну. Стало быть, могут быть прекращены грузовые перевозки между РФ и Бангладеш по евроазиатскому коридору «Север-Юг», начатые в мае с.г.

Схожие проблемы сегодня, по имеющейся информации, еще примерно у 20 дружественных РФ стран дальнего зарубежья. И тем более неудивительно, что США, ЕС и их основные союзники (Канада, Австралия, Япония), предваряя те же вторичные санкции, мониторят внешнеэкономическую политику стран-партнеров РФ по ЕАЭС.

В связи с упомянутыми факторами, целесообразно проработать вопросы включения в Евразийскую перестраховочную компанию страховых гарантий и для дружественных РФ стран дальнего зарубежья. И, может, подключить сами эти страны к ЕПК. Востребовано это еще и потому, что данные страны, как и большинство зарубежных государств, не только отвергают антироссийскую санкционную политику: многие из них, скажем Иран, Индонезия, ОАЭ, Сирия, планируют в ближайшее время заключить соглашения с РФ-ЕАЭС о зонах свободной торговли. Такие зоны не первый год существуют с Сербией, Вьетнамом; та же зона действует с Ираном примерно по трети взаимного товарного ассортимента (в рамках временного соглашения 2018 г. по этой ЗСТ).

Вероятно, следует проработать вопрос и о подключении к ЕПК стран, где зарегистрирован торговый флот под «удобными флагами». Это флот в основном судоходных или торговых компаний стран Запада, но регистрируется главным образом в странах/территориях, где минимальный уровень налогообложения и имеются смежные налоговые и таможенные льготы. А число этих стран и территорий ныне превышает 50. Среди них – большинство стран Карибско-Центральноамериканского региона, Либерия, Джибути, Кабо-Верде, Сейшелы, Мальдивы, Маврикий, Бруней, Суринам, островные страны Тихого океана. Причем наряду с зарубежными территориями США, Великобритании и Нидерландов некоторые из этих территорий не включены в антироссийские-антибелорусские санкции Запада. И потому не входят в перечень стран/территорий, недружественных РФ и Белоруссии.

Почти все упомянутые страны и зарегистрированный там флот издавна не присоединяются к санкциям против любых стран, что позволяет последним – например, ныне подсанкционным Кубе, КНДР, Ирану, Мьянме – активно использовать в своих внешнеторговых перевозках «удобные флаги».

В то же время общемировые морские перевозки не менее 70% категорий товаров давно монополизированы «удобными флагами», а владельцы и страны регистрации этих флагов всегда заинтересованы в растущих объемах перевозок этими судами. Торговый же флот, порты и в целом транспортная система РФ в отличие от «удобных флагов» тоже подпадают под внешнеэкономические санкции Запада.

Потому в качестве гарантии более широкого использования «удобных флагов» напрашивается и совместное с этими странами (территориями) страхование-перестрахование санкционных рисков. Напомним, что страховой вектор для обхода санкций с помощью «удобных флагов» широко использовался многими странами: КНР, ЮАР, Ливией, Суданом, Южной Родезией (ныне Зимбабве), Сербией, Албанией, Северным Вьетнамом, Кампучией, КНДР, Ираном, подсанкционными в разные периоды 1950-1990-х.

Словом, формирование дееспособной Евразийской перестраховочной компании и географию ее работы, с учетом современных геополитических и внешнеэкономических факторов, едва ли целесообразно ограничивать рамками ЕАЭС.

Ритм Евразии. 04.10.2022

Читайте также: