Кыргызстан дистанцируется от ОДКБ?

Иван Арбышев


9 октября Минобороны КР в одностороннем порядке отменило учения ОДКБ «Нерушимое братство – 2022», запланированные в кыргызстанском городе Балыкчи. Инцидент вызвал бурное обсуждение в экспертном сообществе: ряд аналитиков полагают, что Бишкек «прощупывает» возможность военного сотрудничества с Вашингтоном. Но на практике дрейф в сторону США едва ли выгоден Бишкеку: Пентагон не может обеспечить Кыргызстану тот же уровень военно-технической поддержки, который тот десятилетиями получает от ОДКБ.

Кыргызстан отменил учения за день до начала - планировалось, что мероприятия пройдут 10-14 октября в армейском центре «Эдельвейс». Официальный Бишкек никак не объяснил срыв военных маневров. Но на днях кыргызстанская сторона продемонстрировала не менее красноречивый жест. Президент КР Садыр Жапаров, сославшись на плотный график, отказался прибыть на неформальный саммит СНГ, проходивший 7 октября в Санкт-Петербурге.

Многие эксперты объяснили демарш главы Кыргызстана нежеланием сесть за один стол с таджикистанским президентом: официальный Бишкек возлагает на Душанбе вину за кровопролитный пограничный конфликт 15-17 сентября. В контексте столкновений на кыргызстанско-таджикистанской границе специалисты предлагают рассматривать и отмену учений ОДКБ.

«Нерушимое братство – 2022» предполагало участие вооруженных сил Таджикистана, с которым Кыргызстан на протяжении месяца находился в состоянии «информационной войны». Кроме того, можно предполагать, что отмена учений - это демарш и в сторону ОДКБ. Садыр Жапаров стремится переложить часть ответственности за урегулирование приграничных конфликтов (которые не первый год вспыхивают между КР и РТ) на силы коллективной безопасности, что проявилось уже на душанбинском саммите ОДКБ в сентябре 2021 года.

Однако, как отметил специалист Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин, реальные причины столкновений Кыргыстана с Таджикистаном выходят за рамки компетенции организации. Они связаны с незавершенностью пограничной делимитации, совместным водопользованием местных общин и другими специфическими местными особенностями. В результате позиция главы Кыргызстана, по сути, стала попыткой «перенести ответственность за неготовность решать вопросы со своими соседями на другой уровень. …Сложно представить, какие механизмы ОДКБ помогут решить конфликт Киргизии и Таджикистана», - заявил эксперт.

Ряд аналитиков полагают, что причина демонстративных жестов Бишкека может скрываться глубже. Эксперт Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев связывает их с активной дипломатией Вашингтона на центральноазиатском направлении. Уже в феврале этого года Минобороны Кыргызстана и другие силовые ведомства консультировались с представителями Пентагона о совместном военном сотрудничестве на ближайшие пять лет. В августе Бишкек принял участие в военных учениях «Региональное сотрудничество – 2022», организованных американским командованием на территории Таджикистана.

Как полагает Александр Князев, лавирование Кыргызстана между Вашингтоном и Москвой походит на попытку торга, в рамках которого Бишкек добивается самых выгодных условий сотрудничества от каждого из крупных игроков. Однако на практике США неспособны предоставить Кыргызстану тот же объем финансовой, военно-технической и международной поддержки, который Бишкек получает от России и ОДКБ.

По линии Договора о коллективной безопасности Россия десятилетиями готовила кадры вооруженных сил КР. Так, за 1993-2012 годы через учебные заведения Минобороны РФ прошли более 400 офицеров и 700 курсантов ВС Кыргызстана.

В 2013 году Россия подписала с КР договор о безвозмездных военных поставках на общую сумму $1,1 млрд. В рамках соглашения Кыргызстан получил серию вертолетов, БТР и бронеавтомобилей, артиллерию, системы залпового огня 9К57 «Ураган» и другие вооружения. В одном только январе 2019 года РФ предоставила кыргызстанской погранслужбе военно-техническую помощь на сумму 209 млн сомов (включая 108 внедорожных автомобилей).

10 октября 2022 года в Иссык-Кульской области Кыргызстана при российской поддержке была открыта база по ремонту бронетехники, для которой Москва предоставила оборудование на сумму $3,2 млн. К 20 ноября Россия обещала передать КР запчасти для БМП общей стоимостью $20 млн.

Кроме того, Россия активно поддерживает Кыргызстан финансово. В январе 2022 года Москва заключила с Бишкеком договор о безвозмездной помощи в размере $10 млн, чтобы поддержать кыргызстанский бюджет.

Значение системы коллективной безопасности и союза с Россией хорошо понимают военные специалисты Кыргызстана. «ОДКБ… является единственным гарантом безопасности нашего региона. В противостоянии внешним угрозам нашим странам не поможет ни США, ни Китай, ни Турция. Мы должны это четко понимать и не поддаваться на провокации», - отметил военный эксперт КР Токтогул Какчекеев.

ИАЦ МГУ. 10.10.2022

Читайте также: