Россияне готовятся к затяжному экономическому кризису
Ольга Соловьева
На фоне улучшения официальных прогнозов и оптимистичных заявлений российских чиновников агентство Bloomberg сообщило о негативном сценарии затяжного кризиса, который втайне якобы обсуждает наше правительство. Опровергать это сообщение российские министры не стали, но назвали сценарий затяжного кризиса «рабочими страшилками». Эксперты с такой трактовкой не очень согласны: и рядовым потребителям, и профессиональному сообществу было бы полезнее услышать объективную картину рисков, а не только оптимистичные заявления. Судя по опросам и динамике потребления, население уже готовится к затяжному кризису, а не к временному ухудшению ситуации в экономике.
Глава Минэкономразвития (МЭР) Максим Решетников во вторник в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ) сообщил, что МЭР улучшило свои ожидания по динамике ВВП на 2022 и 2023 годы. Теперь ведомство ждет снижения экономики на 2,9% в 2022 году и на 0,9% в 2023 году. При этом экономика РФ может перейти к поквартальному росту уже к концу 2022 года, не исключает министр. «В 2022 году был сильный первый квартал (рост на 3,5% в первом квартале и спад на 4% во втором квартале. – «НГ»), в результате чего по первому полугодию общая оценка ВВП – минус 0,5%. Это формирует достаточно высокую базу на 2023 год. Поэтому экономика перейдет квартал к кварталу (с исключением сезонного и календарного факторов. – «НГ») к росту в конце этого – начале следующего года, но статистически следующий год будет ниже этого года – мы прогнозируем снижение на 0,9% в 2023 году», – пояснил он.
Решетников также заявил, что уже начиная с 2024 года в базовом сценарии ожидается рост на 2,6% с дальнейшим выходом на 3-процентную траекторию роста, а к 2030 году рост экономики может составить порядка 17% по сравнению с 2021 годом. «Базовый сценарий предполагает рост в 2030 году к 2021 году на уровне 17%. Это базовый сценарий, он основывается на реализации тех программ, решения по которым сейчас уже приняты или принимаются... Объем инвестиций должен вырасти на 30% за это время (2030 год к 2021 году), реальные денежные доходы – на 20%», – сообщил глава МЭР.
Напомним, министерство еще две недели назад внесло на рассмотрение проект нового макропрогноза, в котором улучшило ожидания по снижению ВВП в 2022 году до 4,2% с 7,8% в майской редакции. Прогноз на 2023 год по динамике ВВП РФ ведомство тогда, наоборот, несколько ухудшило – до 2,7% против снижения на 0,7% в майской версии прогноза. Позитивная статистика последних недель, как объясняют чиновники, позволила пересмотреть прогноз.
Неделей ранее оптимистичную картину восстановления потребительских настроений рисовал первый вице-премьер Андрей Белоусов. Он, ссылаясь на результаты анализа, который провело Минэкономразвития с участием Минфина и ЦБ, сообщил, что спад потребления в России в 2022 году составит 4,2%. А в 2023 году потребление вырастет уже на 2,5–3%. По его словам, пик спада потребления был пройден в РФ во втором квартале, а дальше ситуация будет только улучшаться (см. «НГ» от 30.08.22). Тогда же он рассказывал, что спад ВВП по итогам текущего года будет ниже 3%, а в 2023 году – менее 1%. По его словам, такая тенденция создает «очень хорошие условия и для роста реальных доходов населения, и для роста доходов бюджета в следующем году и соответственно в 2024–2025 годах».
Позитивные высказывания чиновников идут вразрез с «кулуарными оценками». Так, агентство Bloomberg сообщило, что в конце августа чиновники обсуждали на закрытом совещании так называемый непубличный отчет для правительства. «Россия может столкнуться с более длительной и глубокой рецессией, по мере того как влияние американских и европейских санкций будет увеличиваться», – пересказывает выводы этого отчета агентство.
По «целевому» и «инерционному сценарию» экономика РФ упадет в 2022 и 2023 годах, но затем перейдет к росту. При этом в «инерционном» сценарии экономика России в 2023 году потеряет сразу 8,3%, а на уровень 2021-го вернется только в 2028-м.
Худший сценарий предполагает падение на 4,2% в 2022-м, на 11% в 2023-м и на 11,9% в 2024-м. В этом случае, согласно прогнозу, ВВП России не поднимется до уровня 2021 года и к концу этого десятилетия: в 2030-м он будет на 3,6% меньше. «Целевой» сценарий предполагает, что в этом году ВВП России будет на 16,9% больше показателя 2021 года.
Во всех сценариях предполагается, что давление санкций будет усиливаться, а число стран, которые присоединятся к санкциям, может вырасти. Полное прекращение экспорта газа в Европу может стоить бюджету 400 млрд руб. в год в виде налоговых поступлений, и эту сумму не получится восполнить за счет новых рынков даже в среднесрочной перспективе, пересказывают иностранцы закрытый доклад.
По самым негативным прогнозам отказ Европы от российской нефти спровоцирует снижение производства, которое может привести к нехватке топлива и на российском рынке, пишет агентство. Добыча газа тоже сократится, что поставит под угрозу планы властей расширять внутренние поставки и увеличивать производство сжиженного природного газа. Производители металла будут терять около 5,7 млрд долл. в год из-за санкций, сообщает Bloomberg. Кроме того, закрытый доклад указывает на такую проблему, как утечка мозгов. Согласно расчетам, к 2025 году из России могут уехать до 200 тыс. IT-специалистов.
Объем расходов потребителей на товары и услуги относительно сопоставимой недели предшествующего года (% г/г). Источник: «СберИндекс»
Авторы доклада предполагают, что сильнее всего от санкций пострадают такие отрасли, как сельское хозяйство, авиация, машиностроение, фармацевтика, а также связь и информационные технологии. К примеру, российский агропром критически зависит от поставок семян, а фармацевтика РФ – от импортного сырья, перечисляют в Bloomberg.
Во вторник российские чиновники фактически подтвердили существование такого доклада, указав, что МЭР традиционно просчитывает разные сценарии, в том числе и альтернативные, для подготовки и принятия необходимых мер. «Есть сценарии, что называется «все страхи мира», но надо понимать, что мы используем эти сценарии и для того, чтобы сравнивать, что будет, если мы реализуем те или иные программы или не реализуем их. Поэтому к этим сценариям (альтернативным. – «НГ») надо относиться, скажем, как к рабочим страшилкам – это аналитические расчеты, которые мы используем как раз для расчета, что будет, если мы реально не будем сопротивляться, ничего не будем делать», – заявил Максим Решетников, отметив, что ориентироваться нужно именно на базовый сценарий.
Однако само существование такого закрытого доклада для правительства говорит о том, что весь оптимизм, который последнее время источают чиновники, не соответствует действительности, а официальные прогнозы начинают носить исключительно целевой характер, комментируют авторы Telegram-канала MMI. «Если сверхоптимистичные макропрогнозы не подтвердятся, то итогом будет значительный дефицит бюджета, для финансирования которого сейчас есть только эмиссионный механизм», – предупреждали аналитики.
И хотя чиновники рассказывают о скором завершении кризиса, простые граждане готовятся к ухудшению ситуации. Об этом говорят опросы и потребительское поведение населения. Так, социологи холдинга «Ромир» назвали самым распространенным способом преодоления экономических трудностей отказ от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования. «Доля россиян, экономящих на дорогостоящих покупках, увеличилась с 45 до 56%», – сообщили они. «На 34-й неделе сократилось число россиян, которые экономят на еде и товарах первой необходимости (18% – на 34-й неделе против 26% – на 33-й неделе). Среди тех, кто все-таки преодолевает экономические трудности с помощью сокращения трат на еду и товары первой необходимости, 62% переключались на товары по скидкам и акциям», – рассказывают в «Ромир».
О дальнейшей стагнации потребления свидетельствуют и данные последнего замера «СберИндекса». По этим данным, на неделе с 29 августа по 4 сентября расходы населения на товары и услуги увеличились в номинальном выражении на 5,4% год к году против 7,5 и 8% в предыдущие две недели. Исходя из динамики спроса на «все товары», динамику розничной торговли в августе мы оцениваем в –9–9,5% год к году. Факторов для активизации потребительского спроса в сентябре мы не видим, комментировали в MMI.
В компании S&P Global, которая замеряет индекс менеджеров по закупкам (PMI), сообщали, что индекс PMI сферы услуг заметно сократился в августе: с 54,7 пункта месяцем ранее до 49,9. «Часть поставщиков услуг сообщили о снижении бизнеса, что связано с сокращением покупательной способности у некоторых клиентов. Поставщики услуг упомянули о росте количества новых клиентов и увеличении новых заказов. Но масштабы расширения заметно ослабли с июля, когда были зафиксированы максимальные за два года темпы», – сообщала компания.
До сих пор ситуация в российской экономике складывалась заметно лучше первоначальных прогнозов. На это повлияли и антикризисные меры правительства или ЦБ, соглашаются эксперты «НГ». «Однако влияние санкций и ухода иностранных компаний с российского рынка проявляется постепенно, причем и не все принятые санкции уже вступили в силу», – отмечает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая. Она считает, что из-за санкций и эмбарго на российские энергоресурсы повышается вероятность того, что объем экспорта и добычи нефти в России снизится. «По нашим оценкам, добыча нефти в России в 2023 году может снизиться на 1–1,5 млн барр. в сутки, то есть в нижней точке составит около 9 млн б/с», – не исключает эксперт. Беленькая также обращает внимание на слабую динамику потребительского спроса. «Данные «Ромир» и «СберИндекса» показывают, что замедление роста номинальных расходов потребителей в годовом выражении в конце августа – начале сентября возобновилось (то есть в реальном выражении, за вычетом инфляции, спад потребительских расходов мог усилиться). На этом фоне представляется преждевременным говорить о возобновлении роста российской экономики в конце этого – начале следующего года как о базовом сценарии», – делает вывод экономист.
Она также считает, что будущий год может оказаться еще более сложным для российской экономики, чем текущий. «Как сообщил Решетников, в базовом сценарии МЭР – устойчивый выход на рост экономики в 2023–2024 годах и после 2026-го уже «на плюс-минус 3-процентную траекторию». Но такими темпами российская экономика не росла с 2012 года (кроме восстановительного роста в 2021 году). Теперь же она находится в значительно более трудных условиях», – напоминает аналитик.
Она также считает, что домохозяйствам и профессиональному сообществу было бы полезнее услышать объективные обсуждения экономических проблем и методов их решения, чем не слишком понятно обоснованные оптимистичные заявления.
«МЭР выступает оптимистом в прогнозах. Во многом это носит даже некий агитационный характер. Однако такой подход вряд ли убеждает россиян – предпринимателей и покупателей, привыкших готовиться к худшему, а не к лучшему. Именно поэтому люди выбирают сценарий жесткой экономии. Люди воспринимают реальность скорее как затяжное, а не временное ухудшение и стремятся подготовиться к нему по мере возможностей», – рассуждает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.
Независимая газета. 06.09.2022