Ашхабад–Тегеран–Ереван: формируется южный фланг общеевразийской энергосистемы

Леонид Алексеев


Туркменистан, Иран и Армения становятся важнейшими полюсами формирования объединенной энергетической системы Центральной Азии, ЕАЭС и Среднего Востока. Такой тренд обозначен в конце августа - середине сентября текущего года. Во-первых, Ереван, Ашхабад и Тегеран договорились о взаимных поставках электроэнергии и природного газа. Во-вторых, Туркменистаном официально объявлено, что в этой стране осуществляется возвращение в центральноазиатскую энергетическую систему к 2025 году.

В свою очередь, состыкованность этой системы с российской позволяет сформировать общеевразийскую энергетическую платформу, включающую в том числе Иран и Армению.

Поясним: в ходе 9-го заседания туркмено-армянской межправительственной комиссии по сотрудничеству, состоявшегося в середине сентября в Ашхабаде, принято решение - впервые после 1991 года - об организации поставок электричества и газа из Туркменистана в Армению через Иран. Притом с привлечением «обменных» взаимопоставок с участием Ирана. С Тегераном этот проект предварительно согласован.

В проекте участвуют Министерство территориального управления и инфраструктур Армении, Министерство энергетики Туркменистана, государственный концерн «Туркменгаз»; участие конкретной иранской структуры в этом проекте будет уточнено не позже ноября.

Проект будет реализовываться, повторим, на «обменной» (своповой) основе - по той же схеме, что существует с начала 2022-го между Туркменистаном, Ираном и Азербайджаном. Туркменистан поставляет 5-6 млн кубометров газа в сутки в северо-восточные районы Ирана (сопредельные с Туркменистаном), а Иран поставляет тот же объема газа в Азербайджан. Как отмечал иранский министр нефти Джавад Овджи, годовой объем своповых поставок газа из Туркмении в Азербайджан через Иран составит не менее 1,5 млрд кубометров.

По словам министра, «на базе этой схемы Иран готов к сотрудничеству в поставках газа из Туркмении и в Армению». То есть речь идет о поставках туркменского газа в Иран (по предварительным данным, в приграничные с Арменией иранские районы), а взамен иранская сторона тот же объем будет поставлять Армении. Окончательные объемы поставки газа и электричества стороны планируют уточнить до конца текущего года.

В поставках же туркменской электроэнергии запланированы два варианта: экспорт электричества транзитом через северный Иран или поставки в эти иранские районы с последующим экспортом электричества из Ирана в Армению (то есть своповый вариант). Реализация столь комплексного трехстороннего проекта намечена с будущего года.

Кстати, к началу сентября уже ведена в действие ирано-армянская дополнительная ЛЭП в 90 км (Херис–Мегри). Она предназначена для ежегодных поставок не менее 400 кВт-ч. в Армению. В дальнейшем намечено увеличить мощность этой линии и ее продление в Грузию, что с учетом состыкованности грузинской электросистемы с российской вписывается в проект «электрокоридора» РФ–Закавказье–Иран, предусматривающего взаимные поставки электричества.

Отметим также, что между Арменией и Ираном с 2009 года действует «газоэлектрический» обмен: то есть Иран поставляет газ в Армению для выработки из него электроэнергии; большая часть электричества из иранского газа поставляется иранской стороне. Поскольку срок действия соответствующего контракта истекает в 2026 г., стороны в мае текущего года договорились продлить этот контракт до 2030 года включительно. Причем с увеличением объемов взаимопоставок.

Газопроводная система Иран–Закавказье–РФ

С учетом упомянутой выше новой ЛЭП из Ирана в Армению резонно предположить, что ее электроэнергетика, видимо, не в полной мере обеспечивает внутренний спрос на электричество. Или же проблемная ситуация с электрообеспечением в Армении возможна в ближайшей перспективе. В пользу такой оценки говорит и упомянутый проект электро- и газопоставок из Туркменистана в Армению с иранским участием.

Что же касается реальных возможностей электроэнергетики Туркменистана (работающей в основном на собственных природном газе и нефтепродуктах), то ее мощности увеличиваются в последние годы быстрыми темпами. Это позволяет полноценно обеспечивать не только внутренние потребности страны, но и увеличивать электроэкспорт в соседние страны. По последним данным национального Минэнергетики, за январь-июль 2022 г. темпы роста производства электроэнергии в Туркменистане составили 112,8%, а ее экспорта - 141,3%.

Кстати, это рекордные показатели для всей Центральной Азии за данный период. Поставки электроэнергии из Туркмении осуществляются в растущих объемах не только в Иран, но также в Узбекистан, Афганистан и транзитом через Узбекистан в Киргизстан.

Туркменистанский вице-премьер Чарымурат Пурчеков недавно уточнил, что его страна «активно интегрируется» в единую энергосистему Центральной Азии к 2025 году. Она, напомним, вышла из этой системы в 2003 году, что было обусловлено в основном внешнеполитическими обстоятельствами. Прежде всего нарочитой демонстрацией нейтрального (с декабря 1995 г.) статуса. Но сама география туркменской электроэнергетической системы, наряду с быстрорастущим спросом в этой стране и соседних странах на электричество, поныне способствуют активному развитию национальной энергетики и её взаимосвязи с электросистемами соседних стран. Последнее же позволяет в том числе оперативно восполнять временную нехватку собственного электричества поставками из этих стран.

Ашхабад делает ставку именно на экспорт электроэнергии. Так, в ходе правительственного совещания в январе с.г. по вопросам национальной электроэнергетики тогдашний президент Гурбангулы Бердымухаммедов определил, прежде всего, экспортные акценты в этой отрасли. Отмечено, что в настоящее время туркменская электроэнергия поставляется в Исламскую Республику Иран, Афганистан и Узбекистан, а также в Киргизстан. Кроме того, имеется «большая возможность ее поставок в третьи страны через Узбекистан и Иран».

Примечательно в этой связи, что за первое полугодие-2022 фактический экспорт туркменистанского электричества в Киргизстан составил 1,7 млрд кВтч, превысив согласованный объем всего 2022 года на 200 млн кВтч. То есть долговременный спрос многих стран, в том числе стран-участниц ЕАЭС Киргизстана и Армении, на туркменистанские энергоносители показывает, что электроэнергетика и в целом энергетический комплекс Туркменистана становится составной частью формирующейся общеевразийской комплексной энергосистемы.

Ритм Евразии. 22.09.2022

Читайте также: