Украину ждут в ЕС после балканских стран
Данила Моисеев
Процесс вхождения Украины в Евросоюз может занять долгие годы и уж точно не месяцы. Такую позицию, схожую с мнением президента Франции Эмманюэля Макрона, огласил немецким парламентариям канцлер ФРГ Олаф Шольц. С одной стороны, Европа готова всячески содействовать Украине в ее конфликте с Россией: поставлять вооружение и оказывать финансовую помощь вместе с США. С другой стороны, слишком быстро в Евросоюз вступить невозможно не только в силу необходимости доведения стандартов до должного уровня, но и из-за несправедливости подобного сценария по отношению к другим кандидатам на членство в ЕС.
Шольц продолжает балансировать в попытке помочь Украине, но не делать этого слишком явно и во вред Германии. AFP отмечает, что подобная позиция уже стоила Социал-демократической партии Германии рейтингов, поскольку она провалила региональные выборы на минувших выходных. В то же время «Зеленые», настроенные более антироссийски, показали более чем убедительный результат.
Тем не менее канцлер ФРГ не преминул напомнить депутатам Бундестага о том, что вхождение Украины в ЕС, тема которого активно обсуждается в западной прессе, не может быть осуществлено быстро. Он подчеркнул, что ускорение процесса вступления в ЕС было бы несправедливо по отношению к кандидатам, уже много лет ожидающим своей очереди. Шольц имел в виду представителей Западных Балкан – Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Албанию, Косово и Северную Македонию. В эти страны он даже намерен совершить визит в скором времени.
Оценка Еврокомиссии запроса на вступление, поданного Украиной в мае, будет готова к концу июня, отметил Шольц. Нельзя сказать, что канцлер занимает какую-то пророссийскую позицию. Он продолжает защищать поставки вооружений в Украину и даже высказался в пользу того, чтобы Европа финансировала восстановление страны, часть инфраструктуры которой оказалась разрушенной. Но вместе с тем лидеры двух крупнейших держав ЕС дали понять Киеву, что его требования о быстром вступлении в ЕС, озвученные почти сразу после начала конфликта с Россией, выполнены не будут.
В то же время помощь Украине будет идти практически беспрерывно. Например, по информации агентства Reuters, на встрече министров финансов стран – членов «большой семерки» речь зашла о помощи Украине в размере около 15 млрд долл., причем помощи не сугубо военной, а такой, которая позволила бы поддерживать экономику страны и ее политическую систему на плаву. Этой суммы может хватить примерно на три месяца. Также в среду Еврокомиссия предложила предоставить Украине кредит на 9 млрд евро.
Одним словом, помощь для поддержания боеспособности Киева предоставляться будет, а вот в более отдаленной перспективе Париж и Берлин обнадеживать украинцев не собираются.
Это в определенной степени честная позиция. Ведь процедура вступления в ЕС – это действительно длительный процесс, который начинается со скрининга и оценки соответствия страны-кандидата Копенгагенским критериям. Далее, исходя из его результатов, ведутся переговоры по 35 критериям, причем отдельно по каждому. Это и общий характер развития, и соответствие правовых норм законодательству ЕС, и соблюдение принципов свободы передвижения капиталов и другие важные моменты. По ним может предоставляться и адаптационный период, но все равно даже для этих этапов необходимо время, не говоря уже о трудностях приведения стандартов в норму.
Ко всему прочему реально приступить к этим делам осторожные европейцы предпочтут уже после окончания боевых действий. Дело в том, что страна-кандидат не должна иметь спорных моментов по территориальным вопросам.
Другое дело, что уже имеется прецедент принятия в ЕС страны, имеющей неурегулированный территориальный спор. Речь идет о Кипре. Тем не менее масштаб украинских проблем и самого восточноевропейского государства несопоставим с проблемами островной страны. Об этом прецеденте европейские лидеры предпочитают не говорить.
Независимая газета. 19.05.2022