Казахстан в случае угрозы может попросить защиты у Турции

Виктория Панфилова


Первый государственный визит президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Турцию завершился подписанием инвестиционных соглашений на 1 млрд долл., а также пакета документов по развитию экономического взаимодействия на фоне санкционного давления на Россию со стороны Запада. В военной сфере турецкая аэрокосмическая компания TUSAS будет производить в Казахстане ударные беспилотные летательные аппараты ANKA. Однако Турция все-таки не сможет заменить Россию.

Визит Касым-Жомарта Токаева в Анкару приурочен к 30-летию дипломатических отношений между двумя странами. Турция стала первой страной, признавшей независимость Казахстана. За эти годы она инвестировала в Казахстан почти 4 млрд долл., а товарооборот достиг 5 млрд долл. в год.

Турецкие СМИ назвали первый визит Токаева «историческим» и «началом новой эры в отношениях двух стран».

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган по итогам переговоров назвал Токаева «братом» и сообщил, что считает «Казахстан исторической родиной тюрок, а Турцию – вторым домом для казахстанцев». Он сообщил, что «благодаря подписанной общей декларации» страны «подняли отношения на новый уровень стратегического партнерства». Эрдоган выразил соболезнования в связи с трагическими событиями в январе этого года в Казахстане и пожелал скорейшего выздоровления всем пострадавшим. По его словам, сложности только укрепили Казахстан.

По ситуации в Украине, как отметил Эрдоган, позиции Нур-Султана и Анкары совпадают: «Наши взгляды на мирное разрешение кризиса на основе суверенитета и территориальной целостности Украины совпадают». Напомним, что позиция Казахстана была ранее заявлена заместителем руководителя администрации президента Тимуром Сулейменовым: «Россия хотела, чтобы мы были больше на ее стороне. Но Казахстан уважает территориальную целостность Украины. Мы не признавали и не признаем ни ситуацию с Крымом, ни ситуацию с Донбассом, потому что их не признает ООН». По словам Эрдогана, этот конфликт подчеркнул важность сотрудничества и сплоченности тюркских государств на двустороннем уровне и под зонтиком тюркских государств. «Мы договорились с нашим уважаемым братом Токаевым продолжить сотрудничество в ООН, Организации исламского сотрудничества и Организации экономического сотрудничества с тюркскими государствами», – отметил Эрдоган и принял приглашение посетить Казахстан предстоящей осенью.

Токаев, в свою очередь, назвал переговоры «содержательными». Он отметил, что в ходе переговоров были достигнуты важные договоренности, что позволит еще больше укрепить сотрудничество в политической, торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной, военно-технической и других сферах. В частности, обе стороны заинтересованы в использовании потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута, который берет начало в Китае и проходит через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы. Главная задача для Анкары – подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией, после чего Турция получает и прямую сухопутную связь со странами Центральной Азии. Это облегчит транзит товаров и будет способствовать экономическому взаимодействию.

Транскаспийский маршрут приобретает особое значение в условиях геополитической ситуации и санкций Запада в отношении России. В Казахстане опасаются, что сотрудничество с Россией окажет негативное влияние на экономику страны, но самая большая проблема – это попасть под вторичные санкции. Для Казахстана становится сегодня актуальным обойти сотрудничество с Россией, в том числе в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), где Россия является ведущей силой. В республике уже идет открытое обсуждение о выходе Казахстана из этой региональной организации. Впрочем, Министерство торговли и интеграции Казахстана опровергло эти слухи. «Подобного рода переговоры не ведутся, информация о существующих планах Казахстана выйти из ЕАЭС не соответствует действительности», – сказали агентству «Интерфакс-Казахстан» в ведомстве.

Из подписанных в Анкаре документов особое внимание привлекает соглашение о военном сотрудничестве и договор о производстве беспилотников ANKA. Они будут производиться в Казахстане аэрокосмической компанией TUSAS. В Анкаре состоялась встреча глав оборонных ведомств двух стран – Руслана Жаксылыкова и Хулуси Акара, в ходе которой подписан ряд документов, регулирующих двустороннее военное сотрудничество между Казахстаном и Турцией. «В случае реальной угрозы военные Турции могут прийти на помощь Казахстану. Нур-Султан, в свою очередь, может в случае необходимости попросить помощи у Турции», – разъяснил журналистам в кулуарах казахстанского парламента заместитель министра обороны Казахстана Султан Камалетдинов.

В ходе бизнес-форума, состоявшегося 11 мая, Токаев пригласил турецких бизнесменов активнее инвестировать в Казахстан. «У турецких бизнесменов большие перспективы в Казахстане, и в этом нет никаких сомнений. Солидное присутствие турецкого бизнеса в нашей стране во многом связано с близостью менталитета и высоким уровнем взаимного доверия между нашими государствами», – подчеркнул Токаев. Он отметил, что с участием турецкого бизнеса в Казахстане уже реализован 61 крупный проект на сумму более 2 млрд долл. Сегодня осуществляется 25 проектов на сумму более 2,5 млрд долл. На стадии реализации – 54 перспективных проекта стоимостью более 1,3 млрд долл.

«В условиях нарастающего экономического и политического сближения между Казахстаном и Турцией визит Токаева приобретает особое значение. Особенно с учетом общей активизации Анкары в Центральной Азии. Однако конкурировать с Россией и Китаем и с западными странами ей будет сложно. Тем не менее определенные козыри у Турции есть, главный из которых – сложная геополитическая ситуация. Казахстан понимает это и с успехом использует свою многовекторную политику, диверсифицируя политические контакты на высшем уровне и экономику в условиях жестких санкций, введенных против России», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. По его словам, важно учитывать характер отношений России и Казахстана, которые настолько комплексны, всеобъемлющи в экономике, энергетике, сфере безопасности, что во многом являются моделью союзнических отношений. Не зря Токаев в одном из своих выступлений после январских событий сказал: «Мы, по сути, обратились в ОДКБ, обратились к самим себе, к своим братьям». «То выступление показывает, насколько глубока взаимозависимость и интегрированность Казахстана с Россией», – считает Притчин.

Независимая газета. 11.05.2022

Читайте также: