В ЕС советуют Орбану не слишком активно выступать за Россию
Данила Моисеев
После победы партии Виктора Орбана на парламентских выборах в Венгрии его противостояние с ЕС резко усилилось. Со страной откровенно поссорился его прежний союзник, Польша. Вдобавок ЕС начал процедуру, по которой Венгрии могут урезать финансирование из бюджета Евросоюза. Однако, по мнению экспертов, скорее всего дальнейшего обострения отношений между Венгрией и ее европейскими партнерами удастся избежать.
Победа партии «Фидес и гражданский союз» Орбана на парламентских выборах усилила давление на Будапешт со стороны Брюсселя и еще больше – Варшавы. От премьер-министра требуют занять более антироссийскую позицию. Особенно активно на него стали давить после того, как Орбан выразил сомнение в том, что российские войска убивали украинских мирных жителей в городе Буча. Об этом в интервью газете Bild рассказал президент Украины Владимир Зеленский. Особенно эмоционально высказался на этот счет в интервью Radio Plus польский вице-премьер Ярослав Качиньский. Он посоветовал Орбану обратиться к окулисту.
Под напором критики венгерский премьер-министр в воскресенье вынужден был разъяснить свою позицию. «Премьер-министр Виктор Орбан, конечно, осуждает массовое убийство в Буче. Венгрия полностью поддерживает международное расследование, цель которого – выяснить, кто совершил кровопролитие», – сообщил пресс-секретарь премьер-министра Берталан Хаваши.
Тем не менее публичная ссора Качиньского и Орбана, равно как Польши и Венгрии, стала свершившимся фактом. А ведь они представляют правые евроскептические силы в своих странах и традиционно стараются поддерживать друг друга. Кроме того, скорректировав свою позицию по Буче, Орбан не пересмотрел политику своего правительства в отношении Украины. Оно все также отказывается поставлять Киеву вооружение и пропускать его поставки из других стран через свою границу. Также премьер-министр выразил готовность платить за российский газ рублями, что вовсе идет вразрез с официальным курсом Брюсселя. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в интервью CNN заявила, что если Орбан действительно на это пойдет, то руководство ЕС будет считать Венгрию нарушительницей режима антироссийских санкций. Со всеми вытекающими последствиями.
Los Angeles Times отмечает, что Орбан сразу после победы на выборах стал еще воинственнее отстаивать независимую позицию своей страны, чем даже вызвал большие симпатии правых политических сил США, которые активно поддерживают Дональда Трампа. Однако симпатий более либеральных сил ЕС он не вызвал точно. Еврокомиссия вскоре после выборов в Венгрии приняла решение о вступлении в силу процедуры «механизма верховенства права». Это поставит в зависимость финансирование Будапешта от того, насколько венгерские власти соблюдают правовые принципы ЕС. Венгры рискуют лишиться 40 млрд евро – очень существенной суммы для страны. Некоторые сторонники Орбана трактуют эту меру как наказание Венгрии за ее поддержку «Фидес» на парламентских выборах 3 апреля и за позицию правительства по России. На самом деле принципиальное решение наказать Венгрию за строптивость, причем не столько и не сколько по российскому вопросу, европейские власти приняли давно. Проигрыш венгерской оппозиции лишь сделал это наказание неминуемым.
Надо отметить, что Орбан – не единственный политик Европы, который балансирует между Москвой и Брюсселем. Другой пример – президент Сербии Александар Вучич. Но даже он до уровня поддержки Кремля Орбана не дошел. Сербский лидер постоянно извиняется перед Москвой, говоря, что Белград не хочет действовать против России, но в итоге приходится под давлением Запада. Этим он, в частности, объяснил то, что Сербия проголосовала за приостановку членства РФ в Совете ООН по правам человека.
«В целом конфликт Брюсселя и Будапешта происходит на уровне вербальных сигналов. Орбану дали понять, что делать шаги навстречу Москве уже недопустимо. Но вряд ли он и собирался их делать: ключевые решения в пользу Кремля уже сделаны, за это получена скидка на газ, а речи о выходе страны из НАТО и ЕС не идет. Дальнейшая поддержка России уже действительно могла бы привести к большим проблемам для Венгрии», – пояснил «НГ» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой‑Бурмули.
Независимая газета. 10.04.2022