Транзитный потенциал РФ пострадал из-за санкций
Михаил Сергеев
Бойкот российского и белорусского транспорта Евросоюзом сокращает транзитные возможности России и Белоруссии в китайско-европейской торговле. Прямого запрета на покупку китайских товаров, которые приехали в Европу по территории России и Белоруссии, пока нет. Но и Евросоюз обещает усиливать санкционное давление. Между тем российские экономисты увидели риски замедления китайской экономики из-за старения населения и ресурсных ограничений.
Пятый пакет санкций Евросоюза запрещает использование российского и белорусского транспорта, что сокращает транзитный потенциал наших стран для китайской экономической экспансии в Европу. «Транспортные санкции против России и Белоруссии могут иметь даже более сильный эффект, чем бойкот европейцами энергоносителей из РФ. Остается надеяться на благоразумие европейцев, которые не захотят блокировать сухопутные или морские магистрали поставок товаров из Китая в Европу и обратно», – говорит глава Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев. Избежать потери транзитного потенциала России и Белоруссии поможет развитие инфраструктуры контейнерных перевозок и контейнерных терминалов с возможностью перегрузки контейнеров.
На китайский проект «Один пояс – один путь (ОПОП)» антироссийские и антибелорусские санкции принципиально не повлияют, считает эксперт. «Доктрина ОПОП основана на трех принципах: совместное проектирование, совместное строительство и совместная эксплуатация. При этом отсутствуют попытки подчинения или гегемонии, отсутствует санкционное давление, а во взаимных расчетах все больше используются национальные валюты», – объясняет Санакоев. По его словам, доктрина ОПОП фактически формирует новый экономический порядок, оставляя позади принципы подчинения или гегемонию доллара. Экономист надеется, что после завершения украинского конфликта многие европейские страны, такие как Франция и Германия, предпочтут участвовать в создании единого экономического пространства «от Лиссабона до Гуанчжоу».
Пока же европейские союзники США подталкивают глобальную экономику к новому кризису. Сильнейшим ударом по экономике является тот факт, что с начала российско-украинского кризиса страны Запада во главе с США не рассматривают возможность продвижения мирных переговоров и не защищают экономический рост, пишет профессор Школы экономики Пекинского университета Цао Хэпин в ежедневной газете «Хуаньцю шибао», которая выходит под эгидой официального органа китайской Компартии. «За короткое время Запад ввел против России беспрецедентно жесткие санкции в отношении ее товаров, торгового сектора, валюты и других аспектов, затрагивающих национальную экономику и средства к существованию людей, что заставило изначально неэкономический кризис, зародившийся в Украине, нанести экономический ущерб, перекинувшийся на всю Европу, а затем распространившийся и на Северную Америку, Ближний Восток, Азию и остальной мир», – считает китайский профессор. Продолжение эпидемии и последствия санкций толкают мировую экономику в повторную рецессию.
Кроме рисков санкционной войны и последствий карантинов, для Китая существуют и другие экономические риски, считает завлабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Белоусов. «Важнейшим фактором кризиса может стать начало быстрого старения населения в Китае», – говорит Белоусов. В КНР, по его прогнозам, может возникнуть дефицит трудовых ресурсов, который будет компенсироваться ускоренной роботизацией и переносом производства в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой. Другим следствием старения станет дефицит сбережений и вынужденный переход к масштабному кредитованию развития.
При этом российский экономист отмечает, что за последние 10 лет Китай прошел трансформацию от «фабрики мира» к «лаборатории мира». Размер китайской экономики вырос за последнее десятилетие до пандемии на 90%, тогда как мировая экономика увеличилась на 46%. Однако старая система взаимозависимости США и Китая, существовавшая в 1990-х – начале 2000-х годов, сегодня необратимо разрушена. И это привело к разочарованию политических элит Китая в долгосрочном финансовом сотрудничестве с США. «Применение США количественного смягчения привело к размыванию доли Китая в американском долге и обнулило китайские надежды на доступ в качестве стратегического инвестора к критически важным активам США – прежде всего высокотехнологичным», – утверждает Белоусов.
В связи с этим Китай перешел к полностью автономной финансовой и денежно-кредитной политике, которая уже не зависит от иностранных инвестиций. Китай также начал выстраивать национальную инновационную систему «полного цикла», которая включает самостоятельную разработку новейших технологий и их воплощение в конечную продукцию, утверждает Белоусов.
В новых условиях, как считает экономист, России нужно продолжать сотрудничество с Китаем в сфере транзита. Китаю может быть интересна совместная реализация трансъевразийских маршрутов, координация развития инфраструктуры «Пояса и пути», Транссиба и Восточного транспортного полигона, считает российский экономист.
Независимая газета. 10.04.2022