Минск наносит Старому свету ответный удар
Дмитрий Тараторин
Между Белоруссией и ЕС развернулось противостояние в сфере грузоперевозок. Начиная с субботы запрещен въезд в страну большегрузам, зарегистрированным в Евросоюзе. До 23 апреля автомобили ЕС, которые уже пересекли границу, остаются в легальном поле, а после этой даты окажутся вне закона. Это ответ на аналогичную меру Брюсселя. Некоторые ответные меры нацелены на то, чтобы обойти санкции посредством серых схем.
Теперь автоперевозчикам, зарегистрированным в ЕС, запрещен въезд на территорию Белоруссии. Однако оставлены лазейки – определены пункты пропуска для доставки грузов к специально отведенным площадкам для перегрузки и перецепки. То есть речь не идет о тотальном запрете на транзит.
Неделей ранее для въезда белорусских и российских грузовиков были перекрыты границы Евросоюза. Впрочем, для некоторых групп товаров сделаны исключения. По-прежнему в Европу будут доставляться почтовые отправления, а также сохраняется транзит через ЕС между Калининградской областью и Россией при условии, что перевозка товаров не запрещена Регламентом Евросоюза.
Кроме того, отдельные государства – члены ЕС могут разрешить транспортировку природного газа и нефти, продуктов нефтепереработки, а также титановой, алюминиевой, медной, никелевой, палладиевой и железной руды. Отдельно могут решаться вопросы о перевозке в ту или иную страну фармацевтических препаратов, медицинских грузов, сельскохозяйственных и пищевых продуктов. Также послабления могут действовать в отношении гуманитарных грузов и культурных ценностей.
В таких случаях конкретная страна должна заранее уведомлять другие государства-члены и Комиссию ЕС о предоставлении разрешения на подобную транспортировку.
Надо отметить, что эти жесткие меры неизбежно нанесут удар по белорусской автотранспортной отрасли. А она обеспечивает более 30 тыс. рабочих мест. И находилась до последнего времени на втором месте по экспорту услуг после IТ-сферы. Так, в минувшем году объем экспортных транспортных услуг достиг 4,3 млрд долл. Это рекордный показатель.
Для того чтобы смягчить ожидаемый удар, и были в рамках ответных мер предусмотрены пункты «перегрузки и перецепки». Предполагается, что таким образом удастся добиться того, что россияне и белорусы возьмут на себя доставку грузов на Восток, в частности в Китай и из него.
Заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Наталья Александрович так прокомментировала белорусскому интернет-ресурсу «Зеркало» принятые властями страны меры: «Это решение рождалось не за час, оно взвешивалось с учетом внутренних интересов и, естественно, с учетом интересов ЕАЭС». Представитель Минтранса признала, что ставки на перевозки грузов автомобильным транспортом вырастут, что может вызвать рост цен на ряд товаров. «Все цепочки перевернуты, и ставки с февраля (да и до этого) по некоторым маршрутам в два-три раза увеличились. Рынок должен выровнять. Не думаю, что кто-то будет на этом спекулировать, не хочется, чтобы спекулятивные моменты были при формировании стоимости», – заявила замминистра.
Относительно же поддержки белорусских грузоперевозчиков, Александрович заявила: «Мы с Россией работаем в этом направлении. Сейчас это наша общая задача и общая беда. Все для того, чтобы не было дискриминационных моментов, был равный доступ на этот рынок».
На данный момент определено 14 пунктов для перегрузки товаров из ЕС. Насколько успешно они будут справляться с грузопотоком, пока вопрос открытый. Впрочем, совершенно не ясен и объем этого грузопотока, учитывая сложности, которые теперь возникают на его пути.
Ярослав Романчук, президент Научно-исследовательского центра Мизеса так прокомментировал «НГ» перспективы решения по созданию пунктов перегрузки товаров на белорусской территории: «Как бы цинично это ни звучало, но в данном случае Александр Лукашенко прежде всего стремится дать работу определенным, связанным с ним коммерческим структурам. Они и раньше активно участвовали в организации схем по обходу санкций. Это приглашение: завозите к нам, а мы уже будем транспортировать дальше. А вся инфраструктура, которая будет обеспечивать перевалку, связана как раз с этими коммерческими структурами. Это фактически некая легализация «контрабандной схемы». Она может в определенной степени сохранить и рабочие места, и потоки, а кого пускать – кого не пускать, будут решать аффилированные с данными структурами чиновники. Это цинизм, но он работает. Если взять все санкции, которые я помню, они были всегда дырявыми. Есть запрет, но есть и схема его обхода. Нужные ребята будут возить нужные грузы. А все остальные – занимайтесь челночной торговлей. И это вполне эффективная схема, несмотря на официальную позицию ЕС».
«Просто для понимания: 35–40% мирового ВВП – это теневые потоки. И это, представьте себе, около 40 трлн долл. Я уверен, что определенные европейские компании уже говорят белорусской стороне: «Дайте схемы, по которым нас не накажут, и все, будем работать». И часть дальнобойщиков благодаря этому смогут сохранить свои рабочие места. Какой объем грузов пойдет, пока не ясно. Но очевидно, что, когда легальные схемы невозможны, это время для обогащения теневых структур», – сделал вывод эксперт.
Независимая газета. 17.04.2022