Кто склоняет Молдову к конфронтации с Россией?

Илья Киселев


Начало специальной военной операции России на территории Украины еще резче и четче обозначило ту линию, которая определяет геополитическую ориентацию, выбранную теми или иными государствами. В первую очередь это относится к той группе государств, которые объявили о поддержке санкций, введенных против Российской Федерации странами ЕС, США и Великобританией. При этом определенной неожиданностью оказалось то, что к этим санкциям не присоединились Молдова и Грузия - партнеры Украины по «Ассоциированному трио», которые ранее дружно шли в одной упряжке, управляемой западными кураторами.

В принципе подобное решение проевропейской власти Молдовы можно назвать одним из немногих здравых и вменяемых шагов, которые были предприняты за менее чем год пребывания у власти. Однако после этого Кишинев принял целый ряд визитов иностранных эмиссаров различного уровня. Молдову посетили несколько президентов из стран ЕС второго и третьего уровней, а также и более важные гости – представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд и глава USAAid Саманта Пауэр. В ходе этих визитов Молдове была обещана макроэкономическая помощь – 150 млн долларов от США и порядка 150 млн евро от ЕС. И вот после этого здравый смысл в действиях молдавского руководства сменился открытым отходом от прописанного в Конституции страны нейтралитета и резким смещением акцентов в сторону Украины как во внешней, так и во внутренней политике.

Более того, можно смело утверждать, что те изменения в законодательстве, которые приняло парламентское большинство партии PAS, являются самой настоящей «украинизацией» Молдовы. По аналогии с Украиной парламент РМ одобрил поправки к законодательству, которые запрещают использование георгиевской ленты, а также букв «Z» и «V», которые стали символами российской спецоперации.

«Речь идет о запрете некоторых знаков, букв, кодов, которые используются для военной агрессии против Украины. Мы внесли изменения в закон, чтобы не допустить их прославления на территории Молдовы», - заявил депутат от PAS Лилиан Карп. Поправки в законодательство запрещают «распространение или пропаганду элементов, связанных с военной агрессией, военными преступлениями и преступлениями против человечности».

Другая ветвь молдавской власти – правительство также не замедлило поддержать новую «генеральную линию». Премьер-министр Наталья Гаврилица также прокомментировала принятые поправки о георгиевской ленте, заявив: «Те, кто ее наденут, должны быть наказаны. Штрафы или общественные работы».

Ни у кого в Молдове не вызывает сомнения, что все эти меры принимаются в связи с приближающимся Днем Победы 9 мая. Та же самая Гаврилица достаточно откровенно высказалась по этому поводу: «Все мероприятия должны быть скромными. Нужно думать о повестке европейской интеграции, а не о том, что нас разделяет и пропагандирует ненависть».

Подобные действия властей Молдовы вызвали резкую реакцию как населения страны, так и оппозиции. Почетный председатель Партии социалистов, пятый президент Молдовы Игорь Додон опубликовал заявление, в котором подверг резкой критике принятые решения. «Есть вещи, ценности и символы, которые невозможно запретить, как бы сильно ни старалась нынешняя марионеточная власть.

9 Мая граждане нашей страны проявят характер и покажут этому бессовестному руководству, что историческую память не аннулировать самоуправными, антидемократическими и безответственными решениями. 9 Мая я повяжу на груди георгиевскую ленту, как и в предыдущие годы, и приму участие в традиционном шествии к мемориалу вместе с десятками тысяч наших сограждан, которые отметят День Победы над нацизмом. Кстати, название праздника на молдавском языке - Ziua Victoriei - начинается с букв Z и V», - говорится в опубликованном заявлении.

Тем не менее есть все основания полагать, что традиционное шествие граждан к мемориальному комплексу «Вечность» 9 мая не состоится. Сейчас в стране действует чрезвычайное положение, введенное в связи с ситуацией в соседней Украине. Оно было введено 24 февраля на 60 дней, и его срок истекает 25 апреля. Однако, как заявила Гаврилица, власть продлит его действие, а это, в свою очередь, будет означать запрет на митинги, собрания и шествия. Тем не менее никто не сможет помешать людям, чтящим этот святой праздник, самостоятельно прийти на мемориал и возложить цветы к Вечному огню.

Развитие событий на Украине предполагает, что военная операция Вооруженных сил России продлится еще какое-то время. Новые «пакеты санкций», которые штампуют на Западе, оказались не столь эффективны, как рассчитывали те, кто их вводит. Уже сегодня очевидно, что западные страны, в первую очередь европейские, несут не меньший, а порой даже больший урон, чем Россия. В этих условиях предпринимаются все возможные меры, чтобы открыть новые «фронты» для России.

В случае с Молдовой, безусловно, стоит ждать провокаций в Приднестровье, где расположен российский миротворческий контингент, и именно с украинской стороны. Одесская область пока остается в стороне от активных военных действий, и инциденты в Приднестровье могут быть использованы для отвлечения российских резервов от других регионов, прежде всего в Донбассе. Однако для этого необходимо содействие официального Кишинева, а значит – его открытый отход от нейтральной позиции.

По сути, нейтральной позиции Молдовы и без этого не существует. О каком-либо нейтралитете возможно говорить и рассуждать только в том случае, когда правительство страны проводит политику в интересах собственной страны и собственного народа. В случае Республики Молдова необходимо четко понимать, что подобного и близко нет. Проводимый нынешней властью курс на евроинтеграцию исключает какие-либо возможности проведения взвешенной и сбалансированной политики, которую подразумевает нейтральный статус. Все кардинальные действия властей Молдовы определяются не в Кишиневе, а в Брюсселе, Вашингтоне и Бухаресте в зависимости от уровня решений.

В сегодняшней ситуации эти действия направлены на поддержку Украины всеми возможными способами: запретом российских информационных и аналитических программ на ТВ и одновременно распространением репортажей украинских телеканалов; попытками, пусть даже в ущерб собственной экономики, отказаться от прямых закупок газа у «Газпрома» и провокациями расторжения контракта. Так, например, молдавская сторона откровенно саботировала проведение аудита исторической задолженности «Молдовагаза» перед «Газпромом», что являлось одним из условий заключенного в ноябре контракта на поставку природного газа.

И если в начале российской военной операции на Украине еще был проявлен минимально здравый подход в виде отказа от присоединения к антироссийским санкциям, то позже руководство РМ очень быстро «одернули» западные кураторы, и сейчас в стране предпринимаются шаги, которые вполне могут привести к открытию «молдавского фронта».

Аналогичные действия против России могут быть предприняты еще в одном направлении – в Грузии. В связи с намерением Южной Осетии провести референдум о присоединении к России там, а также в Абхазии, могут быть возобновлены военные действия. Так, один из лидеров оппозиционной грузинской партии «Стратегии Агмашенебели» Серго Чихладзе уже заявил, что лидеры правящей «Грузинской мечты» «не видят новой политической реальности, в которой можно решить проблему Южной Осетии и Абхазии». Будет неудивительно, если позиция властей Грузии также начнет «дрейфовать» в сторону поддержки Украины, особенно если этим обусловят рассмотрение заявки на вступление в ЕС, поданной Тбилиси.

Так что рассматривать действия властей Молдовы необходимо, прежде всего, в контексте усилий Запада по затягиванию военных действий на Украине для «обескровливания» России и помощи киевскому режиму. Для этого сгодятся абсолютно все способы, даже такие, как открытый отказ Молдовы от нейтралитета.

Ритм Евразии. 14.04.2022

Читайте также: