Киргизия закупила военную технику на миллионы долларов
Виктория Панфилова
В Киргизии в ближайшие дни начнутся учения с применением беспилотников Bayraktar TB2, которые заступили на боевое дежурство в Погранслужбу республики. Как заявил председатель Госкомитета нацбезопасности Кыргызской Республики (ГКНБ КР) Камчибек Ташиев, «мы сможем адекватно ответить на угрозы других государств». Эксперты считают, что это был сигнал Таджикистану, с которым у Киргизии нерешенный погранконфликт.
В Бишкеке состоялась церемония передачи военной техники Погранслужбе ГКНБ и МЧС Киргизии. Около 150 машин – бронетранспортеры, автомобили повышенной проходимости «Тигр», изготовленные в РФ для нужд республики, КамАЗы, пожарные машины и другая техника, закупленная, по словам Ташиева, за счет бюджета.
Главный силовик Киргизии также сообщил, что вскоре начнутся военные учения, на которых будут продемонстрированы возможности «Байрактаров»: «Мы хотим показать всему миру возможности турецких беспилотников». По его словам, оперативности и профессионализма требует от погранслужбы сегодняшняя ситуация в регионе и мире. «Поставлена важная задача не допустить незаконного пересечения государственной границы террористическими, экстремистскими и другими криминальными элементами», – подчеркнул Ташиев.
Президент Садыр Жапаров заметил, что наличие современной техники позволяет оперативно и эффективно реагировать на вызовы и угрозы, служит поддержанию мира в регионе и обеспечению безопасности нашего народа: «Безопасность и стабильность каждого государства начинается с охраны рубежей. Именно поэтому мы снабжаем наших пограничников современной техникой и новыми технологиями. Строятся новые заставы, жилые дома, закупаются беспилотные летательные аппараты, бронетехника, транспортные средства, автомашины». Он отметил, что на эти цели из бюджета было выделено 7,5 млрд сомов (около 7,5 млрд руб.), в нынешнем году на усиление охраны границ – около 3 млрд сомов (около 3 млрд руб.).
Ранее Садыр Жапаров говорил, что Киргизия вооружается по оборонительным соображениям: «Мы никогда за 30 лет ни разу не начинали конфликт с кем-либо, не захватывали чужие территории с оружием в руках. И впредь такого не будет. Но если будут попытки захватить наши территории, то ответ будет жестким».
Эксперты обращают внимание, что Киргизия приобретает военную технику на фоне нерешенного пограничного конфликта с Таджикистаном (см. «НГ» от 30.01.22). «Единственная военная угроза, реально существующая для Киргизии, – это тянущийся десятилетиями конфликт на киргизско-таджикской границе. Никаких других угроз военного характера для Киргизии не существует», – сказал «НГ» профессор СПбГУ, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. По его словам, демонстрация наращивания военной мощи имеет два значения. С одной стороны, это сигнал Таджикистану о своей готовности добиться решения проблемы на границе силовым путем. С другой стороны, военные парады и демонстрация военной техники призваны консолидировать национал-патриотические силы внутри Киргизии и вокруг власти, которая показывает готовность к защите национальных интересов, одновременно консолидировать общество вокруг себя, поскольку в других сферах жизни руководство республики не очень способно решать существующие проблемы.
Денег в бюджете явно недостаточно. На 2022 год бюджет принят все еще с дефицитом. По информации Министерства финансов КР, траты госказны в 2022-м составят 212,7 млрд сомов, а доходы – 203,6 млрд сомов. Дефицит составит более 9 млрд сомов, что больше аналогичного показателя 2021 года на 658 млн. Основные бюджетные траты предполагается расходовать на социальную сферу. Тем более странной выглядит такая «гонка вооружений». Возникает закономерный вопрос: откуда деньги на военную технику и «Байрактары»?
«Скорее всего были использованы деньги, которые изымались у бизнесменов неправовым путем, а также задействована какая-то часть денег из бюджета, которые могли пойти на социальную сферу, учитывая бедственное положение киргизской экономики. Другие источники не просматриваются», – отметил Князев.
Реакции Таджикистана на демонстрацию военной техники, которая прошла в Бишкеке, пока нет. Хотя, как считает эксперт, Душанбе тоже настроен исключительно на силовое решение этой пограничной проблемы. «Просто не успели отреагировать. Можно ждать, по всей вероятности, аналогичных парадов и в Душанбе», – полагает Александр Князев.
Таджикистан остается одним из бенефициаров военно-технической помощи России в регионе. Только с 2014 по 2019 год Россия потратила на укрепление Вооруженных сил Таджикистана 122 млн долл. По официальным данным, на эту сумму была приобретена широкая линейка вертолетной техники, бронетехники, артиллерии, стрелкового оружия и боеприпасов.
Эксперт поставил под сомнение наличие каких-либо угроз со стороны Афганистана для Центральной Азии, и тем более для Киргизии. «Какие-то попытки прорыва с территории Афганистана в Таджикистан каких-то мелких групп могут произойти, но только в случае коррумпированности таджикистанских силовых структур. Все остальные варианты исключены. С другой стороны, таджикские пограничные структуры – это регулярные воинские формирования и достаточно укрепленная в ландшафтном отношении граница, что позволяет достаточно уверенно ее оборонять. Она достаточно хорошо оборудована еще с советских времен, за исключением, пожалуй, бадахшанского участка, но и там граница контролируется», – сказал Князев. Он напомнил, как переходили границу боевики Исламского возрождения Узбекистана (уже не существующего) в 1999–2000 годах с Афганистана в киргизский Баткент транзитом через Таджикистан. «Это случилось исключительно при помощи тогдашних таджикских силовиков. Обратно боевики эвакуировались вертолетами МЧС Таджикистана. Поэтому все заявления об угрозах со стороны Афганистана для Центральной Азии в большей степени носят алармистский, пропагандистский характер, чтобы все «держали порох сухим», – подчеркнул эксперт.
По словам Князева, что касается якобы намерений движения «Талибан» (запрещено в РФ) прорваться в Центральноазиатский регион, то у них таких планов явно нет. Талибы пытаются установить дипломатические отношения с рядом стран. Россия, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, стала четвертым государством, где аккредитован первый дипломат от правительства талибов. Первыми стали Китай, Пакистан и Туркменистан.
Независимая газета. 31.03.2022