Какие возможности открывает для Узбекистана "экономическая блокада" России. Мнение эксперта
России будет необходимо проводить некоторую перестройку экономики в связи с ухудшением отношений с Западом, а также диверсифицировать свою логистику. Однако существующие контракты между Москвой и Ташкентом точно будут выполняться, считает заведующая сектором Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений Елена Кузьмина.
– Россия по понятным причинам сейчас "разворачивается" на Восток. Что от перенаправления российских цепочек может получить Узбекистан, который сейчас активнее всех в Центральной Азии развивает транспортную доступность?
– Для Узбекистана сейчас главное направление – Южная Азия. На этом направлении страна достаточно интенсивно продвигают свои проекты, которые даже в сегодняшней ситуации могут быть достаточно востребованы и для России.
Главный вопрос заключается в том, что маршруты на Южную Азию, соответственно, захватывают территорию Афганистана. Основной проблемой трансафганских проектов остается обеспечение безопасности транзитных путей. Но, правительство движения Талибан (запрещено в РФ - "МП") на данный момент так и не признано международным сообществом. Кроме того, территория Афганистана не контролируется талибами полностью.
У России сегодня интерес в участии в подобного рода проектах может усилиться, учитывая возможные сложности с морскими перевозками. Но это не значит, что развивающееся северное направление транспортных и логистических проектов останавливается. Интерес Узбекистана к использованию российских портов сохраняется и в перспективе будет только расти.
Также есть ряд совместных производственных проектов для технического обеспечения транспорта и логистики. Например, Узбекистан по заказу России недавно поставил вагоны для работы в условиях Крайнего Севера. Шесть вагонов, которые можно эксплуатировать при температуре до минус 60 градусов, были выпущены на Ташкентском заводе по строительству и ремонту пассажирских вагонов.
– Понятно, что Россия сейчас будет более избирательно инвестировать в зарубежные проекты. Если говорить о существующих контактах, то по каким направлениям российские инвестиции в Узбекистане останутся?
– Предполагаю, что России сейчас необходимо будет проводить некоторую перестройку экономики в связи с ухудшением отношений с Западом, а также несколько диверсифицировать свою логистику. Однако, существующие контракты между странами точно будут выполняться.
Скорее всего, продолжится инвестирование в большинство направлений: газохимия, машиностроительные проекты, агропромышленный комплекс. Одним из таких проектов, стало сотрудничество по модернизации и расширению ташкентского метро.
Узбекистану при этом сейчас довольно выгодно сотрудничество с российскими и белорусскими специалистами в ряде отраслей. Это позволяет повысить эффективность и ускорить развитие, например, IT сферы в стране. Уже сейчас властями предпринимаются эффективные меры по трудоустройству прибывших в страну IT-специалистов в Парке высоких технологий в Ташкенте. Такое сотрудничество выгодно и Узбекистану, и гражданам России, решившим работать в стране.
– Одной из потенциальных возможностей для центральноазиатского региона из-за экономической блокады России может являться увеличение поставок хлопка из Узбекистана. Так, компания Cotton Campaign, которая ушла из России, объявила о снятии глобального бойкота с узбекского хлопка, начавшегося более 10 лет назад. Это возможность для страны, но не противоречит ли это внутренним целям Узбекистана по сокращению поставок хлопка?
– Стоит отметить, что Россия не единственный и не самый крупный потребитель узбекского хлопка. Тем более, Узбекистан сейчас перерабатывает большую часть хлопка внутри страны. Для этого в республике создана современная и достаточно большая текстильная отрасль. При этом производится более 200 наименований хлопка, которые также используются для изготовления тканей, одежды и в последние годы медицинских масок.
Снятие ограничений с узбекских производителей – именно имиджевая победа для Узбекистана. Потому что стране удалось отказаться от использования детского труда при сборе хлопка, а также доказать это в международных правозащитных структурах.
– Как скажется на туристической отрасли Узбекистана перенаправление турпотоков для россиян с европейского направления "на восток"?
– Узбекистан обладает уникальными возможностями в данной сфере. В стране находятся и жемчужины исламской культуры – Самарканд и Бухара, места, связанные с древней доисламской культурой, есть великолепные природные оазисы и заповедники. Поэтому в стране развиваются разные виды туризма. Мы говорим не только про историко-культурный, но и про спортивный и экстремальный, другие виды туризма.
Я предполагаю, что увеличение числа полетов в Узбекистан, с точки зрения туризма, задача, не связанная с текущей ситуацией для РФ. Подъем авиасообщения принесет значительный доход в бюджеты наших стран, а также создаст рабочие места в отрасли. Также расширяются возможности для авиапарка Узбекистана, с точки зрения увеличения турпотока.
В марте Узбекистан и Россия договорились и далее активизировать сотрудничество по линии туризма. Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко и министр туризма и культурного наследия Узбекистана Азиз Абдухакимов подписали план мероприятий по увеличению турпотока между странами.
Учитывая тесную российско-узбекскую кооперацию, очевидно, что от реализации таких инициатив обе стороны получают существенные дивиденды.
Podrobno.uz. 05.04.2022